Субъектно-ориентированная модель СУР

Субъектно-ориентированная модель СУР применяется в соответствии с главой 50 ТК ЕАЭС, нормативными правовыми актами Минфина России и ФТС России.

Путем внедрения системы управления рисками можно достичь баланса между необходимой степенью таможенного контроля и облегчением торговли. Ключевым аспектом такого подхода является активное побуждение участников внешнеэкономической деятельности к добровольному соблюдению законодательства, в целях сохранения ограниченных ресурсов для проведения более тщательного таможенного контроля и выявления наиболее серьезных рисков.

В целях дифференцированного применения мер по минимизации рисков таможенные органы осуществляют категорирование лиц, совершающих таможенные операции, путем отнесения их к категориям низкого, среднего или высокого уровня риска в зависимости от оценки вероятности нарушения ими таможенного законодательства. Такой подход получил название: субъектно-ориентированная модель СУР.

Субъектно-ориентированная модель СУР позволяет одновременно решать сразу несколько важных задач, а именно:

  • смещение акцента таможенного контроля на этап «после выпуска товаров», что обеспечивает снижение издержек законопослушных участников ВЭД при совершении таможенных операций;
  • рациональное использование как кадровых, так и технических ресурсов, и потенциала таможенных органов при проведении таможенного контроля;
  • возможность сконцентрировать основные усилия при таможенном контроле на наиболее рисковых товарных партиях.

Субъектно-ориентированная модель СУР предусматривает, что категорирование осуществляется в форме автоматизированного анализа информации с использованием информационных ресурсов центральной базы данных Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов Российской Федерации, ФНС России и Центрального банка Российской Федерации в отношении лиц, совершающих таможенные операции и являющихся декларантами товаров, помещаемых под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления и (или) экспорта.

Категорирование осуществляется путем анализа информации о деятельности лиц за два календарных года, предшествующих месяцу его проведения, с использованием критериев, характеризующих участника ВЭД на основе различных аспектов его деятельности, в том числе: исполнение лицом обязанности по уплате таможенных платежей, штрафов; размер уставного капитала; период осуществления лицом внешнеэкономической деятельности; номенклатура товаров; изменение динамики основных показателей таможенного декларирования; результаты проведенного таможенного контроля в том числе после выпуска товаров; привлечение к административной ответственности; экспортная ориентированность и др. Конкретный перечень критериев определяется ФТС России.

При определении категории уровня риска таможенные органы также используют в качестве отдельных критериев сведения, полученные в рамках межведомственного взаимодействия с Федеральной налоговой службой, в частности: наличие задолженности (недоимки) по налогам и сборам; поставка лица налоговыми органами на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика; отнесение лица к определенному уровню налогового риска (высокому или низкому) по результатам категорирования Федеральной налоговой службы.

Все критерии оцениваются в комплексе, то есть ни один из этих критериев сам по себе не может явиться основанием для отнесения организации к определенной категории риска.

В настоящее время реализована возможность получения декларантом информации о том, к какой категории риска он относится. Так с 21 марта 2019 года в личном кабинете участника ВЭД на официальном сайте ФТС России в сети «Интернет» реализован сервис по информированию участника ВЭД – владельца Личного кабинета о его категории уровня риска. Данный сервис доступен лицам, зарегистрировавшимся в установленном порядке в Личном кабинете и присоединившимся к Хартии добросовестных участников ВЭД. Кроме этого данный сервис предусматривает визуализацию результатов проверки деятельности участника ВЭД по основным «блокирующим» критериям, а также информации о возможном повышении уровня риска, если итоговое значение оценки деятельности менее чем на 10% отличается от порогового значения, предусматривающего переход в более высокую категорию риска.

При этом необходимо учитывать, что методики расчета значений критериев, характеризующих деятельность участников ВЭД, и контрольные значения итоговой оценки деятельности участников ВЭД для определения категории уровня риска являются конфиденциальной информацией ограниченного распространения и не подлежат передаче третьим лицам, поскольку публичность такой информации позволит недобросовестным участникам ВЭД подстроить свою деятельность под выполнение критериев низкого уровня риска и, злоупотребив таким статусом, нанести ущерб государственным интересам.

Категорирование проводится ежеквартально не позднее 25-го числа последнего месяца квартала.

В ходе проведения категорирования по всем лицам автоматически производится последовательный расчет значений каждого из критериев и на основе полученных значений определяется итоговая оценка деятельности лица. На основе полученной итоговой оценки деятельности участника ВЭД проводится определение его категории уровня риска – низкий, средний или высокий.

Категория высокого уровня риска присваивается участнику ВЭД при получении значения итоговой оценки деятельности лица, соответствующему контрольному значению, определенному для категории высокого уровня риска, или при выявлении одного из следующих условий (блокирующие критерии):

  • неисполнение лицом обязанностей, установленных ТК ЕАЭС, при проведении таможенной проверки (в частности по представлению товаров, предъявлению документов, проведению инвентаризации и др.);
  • нахождение лица в стадии ликвидации либо прекращения деятельности;
  • наличие у лица неисполненной обязанности по уплате административного штрафа в срок, превышающий 10 (десять) календарных дней с даты истечения срока уплаты административного штрафа согласно вступившему в законную силу постановлению по делу об административном правонарушении, вынесенному таможенным органом после 31 декабря 2008 года;
  • лицо является отправителем, получателем или декларантом товаров, по которым факт уклонения от уплаты таможенных платежей подтвержден вступившим в законную силу приговором суда по части первой или второй статьи 194 Уголовного кодекса Российской Федерации;
  • отнесение лица к высокому уровню налогового риска по результатам категорирования Федеральной налоговой службы, полученным в рамках межведомственного взаимодействия Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы.

Категория низкого уровня риска присваивается участнику ВЭД при одновременном выполнении следующих условий:

  • дата регистрации первой декларации на товары, поданной в целях помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления и (или) экспорта, предшествует дате начала отчетного периода либо шести месяцам до даты окончания отчетного периода при условии, что в отношении лица выявлен критерий — отнесение к низкому уровню налогового риска по результатам категорирования Федеральной налоговой службы;
  • общее количество деклараций на товары с принятым решением о выпуске в соответствии с таможенными процедурами выпуска для внутреннего потребления и (или) экспорта в отчетном периоде составляет не менее 100 единиц;
  • лицо является юридическим лицом;
  • значение итоговой оценки деятельности лица соответствует контрольному значению, определенному для категории низкого уровня риска;
  • отсутствие на день проведения категорирования не исполненной лицом обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени в срок, превышающий 10 календарных дней с даты истечения срока, указанного в уведомлении (уточнении к уведомлению);
  • не выявлены критерии, предусмотренные для отнесения участника ВЭД к категории высокого уровня риска (блокирующие критерии).

Категория среднего уровня риска присваивается участнику ВЭД в случае, если он не отнесен к категории высокого или низкого уровня риска в соответствии с вышеизложенными критериями.

Отнесение участников ВЭД к категории низкого и среднего уровня риска означает, что в отношении товаров, декларантом которых являются такие лица, меры по минимизации рисков применяются только в случаях, когда необходимость их применения в отношении данных категорий участников ВЭД определена в соответствии с указаниями выявленного профиля риска, обязательного к применению, и (или) целевого профиля риска либо целевого правоохранительного профиля риска, а также на основании генератора случайных чисел (для лиц, отнесенных к категории низкого уровня риска) или с заданной частотой (для лиц, отнесенных к категории среднего уровня риска).

В отношении товаров, декларантом которых являются лица, отнесенные к категории высокого уровня риска меры по минимизации рисков, содержащиеся в профилях рисков, применяются во всех случаях, когда необходимость их применения определена в соответствии с указаниями выявленного профиля риска.

Присвоенная участнику ВЭД категория низкого уровня риска может быть изменена по результатам контроля за соблюдением соответствующих критериев, путем автоматизированного анализа информации с использованием Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов.

Такой анализ проводится ежемесячно, а в отношении таких критериев, как отсутствие не исполненной лицом обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени, и отсутствие блокирующих критериев, ежедневно.

В соответствии с п. 3 ст. 430 ТК ЕАЭС к категории низкого уровня риска также относятся уполномоченные экономические операторы, которые в зависимости от типа свидетельства вправе пользоваться специальными упрощениями, предоставляемыми международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования.

Таким образом,  субъектно-ориентированная модель СУР предусматривает, что весь процесс риск-категорирования полностью автоматизирован и проводится без участия должностных лиц таможенных органов, а субъектно-ориентированная модель СУР даёт возможность существенно снизить количество форм таможенного контроля в отношении участников ВЭД низкого уровня рисков, перенося их на этап после выпуска товаров, что способствует ускорению проведения таможенного контроля, сокращению сроков совершения таможенных операций и снижению издержек участников ВЭД.

Результаты категорирования участников ВЭД применяются не только в рамках системы управления рисками, но и затрагивают иные сферы таможенной деятельности, в частности, применение автоматического выпуска товаров, использование технологии удаленного выпуска, участие в международных проектах «Зеленый коридор» и «Упрощенный таможенный коридор». Поэтому работа по развитию и совершенствованию категорирования участников ВЭД имеет непосредственное влияние на обеспечение эффективности и результативности не только системы управления рисками, но и деятельности таможенных органов в целом.

Перечень критериев, характеризующих деятельность лиц, совершающих таможенные операции

  1. Неисполнение лицом обязанностей, предусмотренных пунктом 2 статьи 336 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, при проведении у него таможенной проверки
  2. Нахождение лица в стадии ликвидации либо прекращения деятельности
  3. Неисполнение лицом обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени в срок, превышающий 10 (десять) календарных дней с даты истечения срока, указанного в уведомлении (уточнении к уведомлению) о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени
  4. Наличие у лица неисполненной обязанности по уплате административного штрафа в срок, превышающий 10 (десять) календарных дней с даты истечения срока уплаты административного штрафа согласно вступившему в законную силу постановлению по делу об административном правонарушении, вынесенному таможенным органом после 31 декабря 2008 года
  5. Лицоявляется отправителем, получателем или декларантом товаров, по которым факт уклонения от уплаты таможенных платежей подтвержден вступившим в законную силу обвинительным приговором суда по части первой или второй статьи 194 Уголовного кодекса Российской Федерации
  6. Отнесение лица к высокому уровню налогового риска по результатам категорирования Федеральной налоговой службы, полученным в рамках межведомственного взаимодействия Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы
  7. Размер уставного капитала лица
  8. Общий период осуществления лицом внешнеэкономической деятельности
  9. Соотношение стоимостного объема ввоза товаров, торгующей страной по которым является страна, включенная в Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), утвержденный приказом Минфина России от 13 ноября 2007 г. № 108н к общей стоимости ввезенных товаров, по которым принято решение о выпуске
  10. Соотношение стоимостного объема товаров, помещенных под таможенную процедуру реимпорта, к общей стоимости вывезенных товаров, по которым принято решение о выпуске
  11. Соотношение стоимостного объема ввоза товаров, выпущенных со статистической стоимостью за 1 кг веса нетто товаров ниже среднего показателя по Федеральной таможенной службе в отношении аналогичных товаров, к общей стоимости ввезенных товаров, по которым принято решение о выпуске
  12. Соотношение стоимостного объема вывоза товаров, к которым применяются вывозные таможенные пошлины, выпущенных со статистической стоимостью за 1 кг веса нетто товаров ниже среднего показателя по Федеральной таможенной службе в отношении аналогичных товаров, к общей стоимости вывезенных товаров, по которым принято решение о выпуске
  13. Соотношение стоимостного объема вывоза товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, выпущенных со статистической стоимостью за 1 кг веса нетто товаров выше среднего показателя по Федеральной таможенной службе в отношении аналогичных товаров, к общей стоимости вывезенных товаров, по которым принято решение о выпуске
  14. Соотношение количества товаров, по которым принято решение о корректировке таможенной стоимости, к общему количеству выпущенных товаров
  15. Соотношение значения, на которое увеличилась таможенная стоимость товаров в результате ее корректировки, к общей таможенной стоимости товаров, по которым принято решение о корректировке таможенной стоимости, с учетом общего количества выпущенных деклараций на товары (далее – ДТ)
  16. Соотношение стоимостного объема товаров, по которым применение мер по минимизации рисков является результативным, то есть повлекло за собой доначисление таможенных платежей либо наложение штрафов или принятие решений в области таможенного дела, к общей стоимости товаров, по которым принято решение о выпуске
  17. Соотношение стоимостного объема товаров, помещенных под таможенную процедуру реэкспорта не в целях завершения предшествующей таможенной процедуры, к общей стоимости ввезенных товаров, по которым принято решение о выпуске
  18. Соотношение количества ДТ в отношении ввозимых товаров, по которым принято решение об отказе в выпуске либо осуществлен отзыв, к общему количеству выпущенных ДТ на ввозимые товары
  19. Соотношение суммы начисленных таможенных пошлин, налогов и иных платежей к общей сумме начисленных таможенных пошлин, налогов и иных платежей в целом по Федеральной таможенной службе
  20. Специализация по номенклатуре товаров
  21. Соотношение доначисленных таможенных платежей по принятым решениям по классификации товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза к общей сумме начисленных таможенных платежей по товарам, по которым приняты решения по классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС
  22. Наличие информации органов и (или) агентов валютного контроля о совершении Лицом в соответствии с условиями внешнеторгового(ых) контракта(ов) фактов сомнительных валютных операций, осуществляемых клиентами кредитных организаций, которые имеют необычный характер и признаки отсутствия явного экономического смысла и очевидных законных целей, которые могут проводиться для вывода капитала из страны, финансирования «серого» импорта и легализации доходов, полученных преступным путем
  23. Соотношение количества возбужденных таможенными органами дел об административных правонарушениях, по которым постановления о назначении наказаний вступили в законную силу, к общему количеству выпущенных ДТ
  24. Соотношение суммы назначенных наказаний и назначенных штрафов по делам об административном правонарушении, возбужденным по основаниям, предусмотренным главой 16, статьями 7.12 и 14.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,к общей стоимости товаров, по которым принято решение о выпуске
  25. Нарушения актов валютного законодательства, ответственность за совершение которых предусмотрена частями 1, 4 и 5 статьи 15.25 КоАП России
  26. Возбуждение таможенными органами уголовного дела, производство по которому не прекращено либо прекращено по нереабилитирующим основаниям, о преступлении, связанном с перемещением через таможенную границу Евразийского экономического союза товаров, в отношении которых лицо являлось отправителем, получателем или декларантом
  27. Наличие задолженности (недоимки) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах
  28. Отнесение к низкому уровню налогового риска по результатам категорирования Федеральной налоговой службы, полученным в рамках межведомственного взаимодействия Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы
  29. Размер таможенных платежей, пеней, штрафов, дополнительно начисленных по результатам таможенного контроля после выпуска товаров
  30. Экспортная ориентированность
  31. Лицо поставлено налоговыми органами на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика

Дополнительный материал по теме в разделе Таможенный контроль

+7 920 717 69 98 (whatsapp, viber)    /   e-mail: 79207176998@ya.ru