Тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран

  1. Становление общей системы преференций

В 1964 г. на Первой Конференции Организации объединенных наций (ООН) по торговли и развитию (ЮНКТАД) ряд молодых развивающихся стран Африки, Азии, Латинской Америке выступили с предложением о создании для них системы таможенных преференций нового типа. При этом развивающиеся страны должны были иметь право предоставлять тарифные преференции друг другу, не распространяя их на промышленно развитые государства.

В 1968 г. в ходе Второй Конференции ЮНКТАД концепция была официально принята членами ООН. Также были установлены основополагающие принципы Общей системы преференций.

Суть общей системы преференций состоит в предоставлении развивающимся странам преимуществ по доступу их товаров на рынки развитых стран. Основной формой преференций являются тарифные льготы, фиксируемые в виде преференциальных импортных пошлин. Название «общая» объясняется тем, что эти преференции применяются в отношении развивающихся и наименее развитых стран практически всеми развитыми странами как односторонняя уступка, а не результат торгово-экономических переговоров.

В 1980 году СССР, Болгария, Венгрия, Польша и Чехословакия, составившие основу Совета экономической взаимопомощи, подписали Соглашение об унифицированных правилах, определяющих происхождение товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций, и тем самым по существу присоединились к правилам, действующим в рамках Общей системы преференций.

В 20 веке принцип преференциальности приобрел более широкое значение. Принцип преференциальности вышел за рамки внутренней политики государства, став инструментом регулирования международных отношений развитых и развивающихся стран. Рекомендательных характер Общей системы преференций приобрел международное значение, которое является одним из принципов современного развития международных экономических отношений.

Система тарифных преференций, как правило, реализуется в рамках:

  • преференциальных режимов;
  • соглашений о зоне свободной торговли;
  • соглашений о Таможенном союзе.

В качестве характерных и отличительных черт, присущих тарифным преференциям, можно выделить следующие.

Во-первых, предоставление тарифных преференций не предполагает принципа взаимности, то есть они применяются на односторонней основе. При этом страна, предоставляющая преференции, оставляет за собой право изменить их уровень в одностороннем порядке через определенный период времени.

Во-вторых, тарифные преференции предоставляются в зависимости от страны происхождения товара. Данный аспект ограничивает число их пользователей определенным кругом государств. Перечень таких государств устанавливается каждой страной в отдельности с учетом приоритетов ее внешнеэкономической политики и интересов национальных производителей. Основной целью данной системы является содействие экономическому развитию этих стран.

В-третьих, тарифные преференции используются в отношении импортируемых товаров. Это является следствием того, что они предоставляются без каких-либо обязательств встречных уступок, тем самым исключая возможность осуществления преференциального экспорта на территорию страны-бенефициара.

В-четвертых, система тарифных преференций носит селективный характер. Их индивидуализация проявляется не только в ограниченном числе стран-пользователей в силу уровня их экономического развития или межгосударственных договоренностей, но и в масштабе предоставления тарифных преференций определенным государствам или группам стран.

  1. Порядок предоставления тарифных преференций в отношении товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран

В Евразийском экономическом союзе действует единая система тарифных преференций, основанная на Общей системе преференций и поэтому, включает те же особенности.

В соответствии с Договором о Евразийском экономическим союзом (ст. 25) под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Союзом зону свободной торговли, либо снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран — пользователей единой системы тарифных преференций Союза и (или) наименее развитых стран — пользователей единой системы тарифных преференций Союза.

Таким образом областями применения тарифных преференций являются:

  • преференциальный режим в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран;
  • преференциальный режим в отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран;
  • соглашения о зоне свободной торговли.

Договор о Евразийском экономическом союзе (ст. 36) гласит, что в целях содействия экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран ЕАЭС может предоставлять тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран — пользователей единой системы тарифных преференций ЕАЭС и (или) наименее развитых стран — пользователей этой системы.

Тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, применяются при их ввозе на таможенную территорию Союза в соответствии с положениями статьи 36 Договора о Евразийском экономическом союзе, а также в соответствии с Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 06.04.2016 № 47 «Об утверждении Положения об условиях и порядке применения единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза».

Договором установлено, что в отношении ввозимых на таможенную территорию Союза преференциальных товаров, происходящих из развивающихся стран — пользователей единой системы тарифных преференций Союза, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75 процентов от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза.

Тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран, применяются при наличии следующих условий:

  • страна происхождения ввозимых товаров включена в перечень развивающихся стран – пользователей единой системы тарифных преференций Союза;
  • товар включен в перечень товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на таможенную территорию Союза предоставляются тарифные преференции (перечень преференциальных товаров);
  • обеспечено выполнение требований, предусмотренных действующими в рамках Союза правилами определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран.

В отношении ввозимых на таможенную территорию Союза преференциальных товаров, происходящих из наименее развитых стран — пользователей единой системы тарифных преференций Союза, применяются нулевые ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза.

Тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран, применяются при наличии следующих условий:

  • страна происхождения ввозимых товаров включена в перечень наименее развитых стран – пользователей единой системы тарифных преференций Союза;
  • товар включен в перечень преференциальных товаров;
  • обеспечено выполнение требований, предусмотренных действующими в рамках Союза правилами определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран.

Таким образом, первым условием предоставления тарифных преференций является включение стран в перечень развивающихся или наименее развитых стран – пользователей единой системы тарифных преференций Союза.

Такой перечень утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130.

В перечень развивающихся стран включаются страны, не классифицируемые Всемирным банком как страны с доходом выше среднего, а также с высоким уровнем дохода.

В эту группу включены государства, существенно различающиеся между собой по уровню и темпам экономического развития, объему и структуре производства, роли в мировой экономике, например, страны с достаточно невысоким уровнем экономического развития (Зимбабве, Венесуэла, Гватемала и др.), страны, для которых характерными являются  стабильный рост экономики и относительно высокий уровень жизни населения (Республика Корея, Сингапур и др.), прочие страны, занимающие промежуточные позиции в иерархии экономик мира, уровень развития которых можно охарактеризовать как средний. 

В перечень наименее развитых стран включаются страны, включенные в список наименее развитых стран ООН, В основном это африканские страны, том числе Ангола, Бенин, Буркина-Фасо, Бурунди, ЦАР, Чад, Демократическая Республика Конго, Джибути, Эритрея, Эфиопия, Гамбия, Мадагаскар, Мали, Судан, Южный Судан, Уганда, Замбия и другие.

Однако не все товары, происходящие и ввозимые из стран — пользователей системы тарифных преференций, могут ими пользоваться. Включение товаров в перечень преференциальных товаров является вторым условием предоставления тарифных преференций. Такой перечень утвержден Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.01.2017 № 8.

Следует учитывать, что в перечень преференциальных товаров включена преимущественно сельскохозяйственная продукция, не подвергнутая глубокой переработке, сырье, полуфабрикаты, изделия народных промыслов, текстильные изделия, керамика. В этом списке полностью отсутствует продукция промышленного производства.

Товар может быть не включен в перечень преференциальных товаров или исключен из него в одном из следующих случаев:

  • преференциальный ввоз товара является чувствительным по отношению к существующему производству аналогичных товаров на территории одного или нескольких государств – членов Союза;
  • Комиссией установлены в отношении товара тарифные квоты.

Третьим условием предоставления тарифных преференций является выполнение требований, предусмотренных действующими в рамках Союза правилами определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран. Такие требования содержаться в Решении Совета Евразийской экономической комиссии от 14.06.2018 № 60 «Об утверждении Правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран».

Согласно указанному Решению Комиссии тарифные преференции предоставляются в отношении товара, происходящего из страны-пользователя, если такой товар соответствует критериям определения происхождения товаров, а также если выполняются следующие условия:

  • в отношении ввозимого товара соблюдается прямая поставка;
  • в отношении ввозимого товара соблюдается непосредственная закупка;
  • подтверждено происхождение товара;
  • страной-пользователем соблюдены требования к административному сотрудничеству.

Рассмотрим данные требования более подробно.

Прямой поставкой считается поставка товаров, происходящих и ввозимых из страны-пользователя на таможенную территорию Союза без провоза через территории стран, не являющихся государствами-членами Союза.

Правилу прямой поставки отвечают также товары, транспортируемые через территорию одной или нескольких стран вследствие географических, транспортных, технических или экономических причин, при условии, что товары в странах транзита, в том числе при их временном складировании на территории этих стран, находятся под таможенным контролем, товары не являлись объектом торговли или потребления, товары не подвергались каким-либо операциям, за исключением операций, направленных на обеспечение их сохранности, и перегрузки.

Правилу прямой поставки также отвечают товары, закупленные импортером на выставках или ярмарках, при выполнении следующих условий:

  • товары вывозились с территории развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется преференциальный режим, на территорию страны проведения выставки или ярмарки и оставались под таможенным контролем при их проведении;
  • товары не использовались с даты их отправки на выставку или ярмарку в каких-либо иных целях, кроме демонстрационных;
  • товары ввозятся на таможенную территорию Союза в том же состоянии, в котором они были отправлены на выставку или ярмарку, без учета изменений состояния товаров вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения.

Товар рассматривается как непосредственно закупленный, если он приобретен лицом государства-члена Союза у субъекта предпринимательской деятельности, зарегистрированного в установленном порядке в развивающейся или наименее развитой стране, из которой происходит такой товар и на которую распространяется тарифный преференциальный режим.

Документы, подтверждающие соблюдение прямой поставки и непосредственной закупки, должны быть представлены таможенному органу государства-члена Союза.

В случае непредставления таможенному органу государства-члена Союза указанных документов тарифные преференции в отношении товаров не предоставляются.

В подтверждение происхождения товара в целях предоставления тарифных преференций представляется оригинал сертификата о происхождении товара по форме «А» либо — декларация о происхождении товара.

При наличии договоренности между таможенным органом государства-члена Союза и уполномоченным органом (организацией) о применении электронной системы верификации происхождения товаров, позволяющей осуществить проверку выдачи сертификата о происхождении товара и достоверности, содержащихся в нем сведений (электронная система верификации), оригинал сертификата о происхождении товара может не представляться по решению декларанта при таможенном декларировании товара. При этом реквизиты такого сертификата должны быть указаны в таможенной декларации.

Происхождение партии товара, таможенная стоимость которой не превышает в эквиваленте 5 000 евро, может подтверждаться декларацией о происхождении товара.

В качестве декларации о происхождении товара могут быть предоставлены коммерческие или любые другие документы, имеющие отношение к товару и содержащие сведения о происхождении товара, заявленные изготовителем, продавцом или отправителем страны происхождения товара или страны вывоза товара.

Срок применения документа о происхождении товара в целях предоставления тарифных преференций составляет не более 12 месяцев с даты выдачи сертификата о происхождении товара и не более 12 месяцев с даты удостоверения декларации о происхождении товара.

Тарифные преференции предоставляются в отношении товара в количестве, указанном в документе о происхождении товара.

При превышении фактического веса поставленного товара не более чем на 5 процентов включительно относительно веса, указанного в документе о происхождении товара, тарифные преференции предоставляются в отношении фактического веса товара в пределах указанной погрешности.

В целях соблюдения требований к административному сотрудничеству страны-пользователи схемой тарифных преференций Союза направляют в Евразийскую экономическую комиссию:

  • наименования и адреса уполномоченных органов (организаций) и оригиналы образцов их оттисков печатей (в 6 экземплярах) с указанием даты начала их применения. Оттиски печатей должны быть отчетливыми для целей проведения идентификации на предмет их подлинности;
  • наименования и адреса верифицирующих органов (при наличии).

С момента получения Комиссией данной информации требования к административному сотрудничеству считаются выполненными.

Таможенные органы государств-членов отказывают в предоставлении тарифных преференций в отношении товаров, ввозимых из развивающихся или наименее развитых стран, в следующих случаях:

  • происхождение товаров считается неподтвержденным;
  • не соблюдены условия предоставления тарифных преференций.

Комиссия на регулярной основе проводит мониторинг функционирования единой системы тарифных преференций Союза.

Пересмотр единой системы тарифных преференций Союза осуществляется Комиссией на основании проводимого мониторинга, но не реже чем 1 раз в 3 года.

Рассмотрим примеры расчета суммы таможенных пошлин при ввозе товаров из стран — пользователей единой системы тарифных преференций Союза.

Пример 1.

Данные, известные из декларации на товары:

  • Графа 1 «ДЕКЛАРАЦИЯ» — ИМ 40 ЭД
  • Графа 15 «Страна отправления» — Сейшелы
  • Графа 16 «Страна происхождения» — Сейшелы
  • Графа 17 «Страна назначения» — Россия
  • Графа 31 «Грузовые места и описание товаров» — Мясо «Лягушачьего» краба копченное и замороженное, в упаковках весом 9 кг, количество упаковок 870 шт.
  • Графа 37 «Процедура» — 40 00 000
  • Графа 38 «Вес нетто (кг)» — 7 830
  • Графа 45 «Таможенная стоимость» — 15 185 000 р.

Сертификат о происхождении товара формы «А» предоставлен, правила прямой поставки и непосредственной закупки соблюдены.

Задание: рассчитать сумму таможенной пошлины.

Решение.

Графа 33 «Код товара» – 03 06 14 050 0

В соответствии с ЕТТ ЕАЭС ставка пошлины – комбинированная; Па = 13 % но не менее Пс = 1,95 евро за кг.

В отношении данного товара предоставляется тарифная преференция в связи с соблюдением следующих условий:

  • страна происхождения ввозимых товаров включена в перечень развивающихся стран — пользователей единой системы тарифных преференций Союза;
  • товар включен в перечень преференциальных товаров;
  • обеспечено выполнение требований, предусмотренных действующими в рамках Союза правилами определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран.

Таким образом, в отношении данного товара применяется ставка ввозной таможенной пошлины в размере 75 процентов от ставки ввозной таможенной пошлины Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза.

То есть ставка пошлины Па = 13 % × 0,75 = 9,75 % но не менее Пс = 1,95 евро за кг × 0,75 = 1,4625 евро за кг.

Сумма пошлины, рассчитанная по адвалорной ставке:

Спа = ТС × Па = 15 185 000 х 9,75 % = 1 480 537,5 р.

Сумма пошлины, рассчитанная по специфической ставке:

Спс = Втп × Пс × Кв = 7 830 х 1,4625 х 75,55 = 865 151,38 р.

Применяется наибольшая из полученных сумм – 1 480 537,5 р.

Пример 2.

Данные, известные из декларации на товары:

  • Графа 1 «ДЕКЛАРАЦИЯ» — ИМ 40 ЭД
  • Графа 15 «Страна отправления» — Китай
  • Графа 16 «Страна происхождения» — Китай
  • Графа 17 «Страна назначения» — Россия
  • Графа 31 «Грузовые места и описание товаров» — Солнцезащитные очки Celine в комплекте с футляром. Размеры: ширина оправы: 14,5 см, ширина линз: 5,5 см, высота линз: 5 см, ширина мостика: 1 см, длина дужки: 14 см. Материал оправы, линз и заглушки: пластик, тип линз: градиентные.
  • Графа 37 «Процедура» — 40 00 000
  • Графа 45 «Таможенная стоимость» — 822 500 р.

Сертификат о происхождении товара формы «А» предоставлен, правила прямой поставки и непосредственной закупки соблюдены.

Задание: рассчитать сумму таможенной пошлины.

Решение.

Графа 33 «Код товара» – 90 04 10 910 0

В соответствии с ЕТТ ЕАЭС ставка пошлины – адвалорная; Па = 5 %

Несмотря на то, что страна происхождения товаров включена в перечень развивающихся стран — пользователей единой системы тарифных преференций Союза, в отношении данного товара не предоставляется тарифная преференция в связи с тем, что товар не включен в перечень преференциальных товаров.

Сумма пошлины, рассчитанная по адвалорной ставке:

Спа = ТС × Па = 822 500 х 5 % = 41 125 р.

Дополнительный материал по теме в разделе Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности

Видео по теме:

Тарифные преференции

+7 920 717 69 98 (whatsapp, viber)    /   e-mail: 79207176998@ya.ru