В 1964 г. на Первой Конференции Организации объединенных наций (ООН) по торговли и развитию (ЮНКТАД) ряд молодых развивающихся стран Африки, Азии, Латинской Америке выступили с предложением о создании для них системы таможенных преференций нового типа. При этом развивающиеся страны должны были иметь право предоставлять тарифные преференции друг другу, не распространяя их на промышленно развитые государства.
В 1968 г. в ходе Второй Конференции ЮНКТАД концепция была официально принята членами ООН. Также были установлены основополагающие принципы Общей системы преференций.
Суть общей системы преференций состоит в предоставлении развивающимся странам преимуществ по доступу их товаров на рынки развитых стран. Основной формой преференций являются тарифные льготы, фиксируемые в виде преференциальных импортных пошлин. Название «общая» объясняется тем, что эти преференции применяются в отношении развивающихся и наименее развитых стран практически всеми развитыми странами как односторонняя уступка, а не результат торгово-экономических переговоров.
В 1980 году СССР, Болгария, Венгрия, Польша и Чехословакия, составившие основу Совета экономической взаимопомощи, подписали Соглашение об унифицированных правилах, определяющих происхождение товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций, и тем самым по существу присоединились к правилам, действующим в рамках Общей системы преференций.
В 20 веке принцип преференциальности приобрел более широкое значение. Принцип преференциальности вышел за рамки внутренней политики государства, став инструментом регулирования международных отношений развитых и развивающихся стран. Рекомендательных характер Общей системы преференций приобрел международное значение, которое является одним из принципов современного развития международных экономических отношений.
Система тарифных преференций, как правило, реализуется в рамках:
В качестве характерных и отличительных черт, присущих тарифным преференциям, можно выделить следующие.
Во-первых, предоставление тарифных преференций не предполагает принципа взаимности, то есть они применяются на односторонней основе. При этом страна, предоставляющая преференции, оставляет за собой право изменить их уровень в одностороннем порядке через определенный период времени.
Во-вторых, тарифные преференции предоставляются в зависимости от страны происхождения товара. Данный аспект ограничивает число их пользователей определенным кругом государств. Перечень таких государств устанавливается каждой страной в отдельности с учетом приоритетов ее внешнеэкономической политики и интересов национальных производителей. Основной целью данной системы является содействие экономическому развитию этих стран.
В-третьих, тарифные преференции используются в отношении импортируемых товаров. Это является следствием того, что они предоставляются без каких-либо обязательств встречных уступок, тем самым исключая возможность осуществления преференциального экспорта на территорию страны-бенефициара.
В-четвертых, система тарифных преференций носит селективный характер. Их индивидуализация проявляется не только в ограниченном числе стран-пользователей в силу уровня их экономического развития или межгосударственных договоренностей, но и в масштабе предоставления тарифных преференций определенным государствам или группам стран.
В Евразийском экономическом союзе действует единая система тарифных преференций, основанная на Общей системе преференций и поэтому, включает те же особенности.
В соответствии с Договором о Евразийском экономическим союзом (ст. 25) под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Союзом зону свободной торговли, либо снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран — пользователей единой системы тарифных преференций Союза и (или) наименее развитых стран — пользователей единой системы тарифных преференций Союза.
Таким образом областями применения тарифных преференций являются:
Договор о Евразийском экономическом союзе (ст. 36) гласит, что в целях содействия экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран ЕАЭС может предоставлять тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран — пользователей единой системы тарифных преференций ЕАЭС и (или) наименее развитых стран — пользователей этой системы.
Тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, применяются при их ввозе на таможенную территорию Союза в соответствии с положениями статьи 36 Договора о Евразийском экономическом союзе, а также в соответствии с Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 06.04.2016 № 47 «Об утверждении Положения об условиях и порядке применения единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза».
Договором установлено, что в отношении ввозимых на таможенную территорию Союза преференциальных товаров, происходящих из развивающихся стран — пользователей единой системы тарифных преференций Союза, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75 процентов от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза.
Тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран, применяются при наличии следующих условий:
В отношении ввозимых на таможенную территорию Союза преференциальных товаров, происходящих из наименее развитых стран — пользователей единой системы тарифных преференций Союза, применяются нулевые ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза.
Тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран, применяются при наличии следующих условий:
Таким образом, первым условием предоставления тарифных преференций является включение стран в перечень развивающихся или наименее развитых стран – пользователей единой системы тарифных преференций Союза.
Такой перечень утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130.
В перечень развивающихся стран включаются страны, не классифицируемые Всемирным банком как страны с доходом выше среднего, а также с высоким уровнем дохода.
В эту группу включены государства, существенно различающиеся между собой по уровню и темпам экономического развития, объему и структуре производства, роли в мировой экономике, например, страны с достаточно невысоким уровнем экономического развития (Зимбабве, Венесуэла, Гватемала и др.), страны, для которых характерными являются стабильный рост экономики и относительно высокий уровень жизни населения (Республика Корея, Сингапур и др.), прочие страны, занимающие промежуточные позиции в иерархии экономик мира, уровень развития которых можно охарактеризовать как средний.
В перечень наименее развитых стран включаются страны, включенные в список наименее развитых стран ООН, В основном это африканские страны, том числе Ангола, Бенин, Буркина-Фасо, Бурунди, ЦАР, Чад, Демократическая Республика Конго, Джибути, Эритрея, Эфиопия, Гамбия, Мадагаскар, Мали, Судан, Южный Судан, Уганда, Замбия и другие.
Однако не все товары, происходящие и ввозимые из стран — пользователей системы тарифных преференций, могут ими пользоваться. Включение товаров в перечень преференциальных товаров является вторым условием предоставления тарифных преференций. Такой перечень утвержден Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.01.2017 № 8.
Следует учитывать, что в перечень преференциальных товаров включена преимущественно сельскохозяйственная продукция, не подвергнутая глубокой переработке, сырье, полуфабрикаты, изделия народных промыслов, текстильные изделия, керамика. В этом списке полностью отсутствует продукция промышленного производства.
Товар может быть не включен в перечень преференциальных товаров или исключен из него в одном из следующих случаев:
Третьим условием предоставления тарифных преференций является выполнение требований, предусмотренных действующими в рамках Союза правилами определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран. Такие требования содержаться в Решении Совета Евразийской экономической комиссии от 14.06.2018 № 60 «Об утверждении Правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран».
Согласно указанному Решению Комиссии тарифные преференции предоставляются в отношении товара, происходящего из страны-пользователя, если такой товар соответствует критериям определения происхождения товаров, а также если выполняются следующие условия:
Рассмотрим данные требования более подробно.
Прямой поставкой считается поставка товаров, происходящих и ввозимых из страны-пользователя на таможенную территорию Союза без провоза через территории стран, не являющихся государствами-членами Союза.
Правилу прямой поставки отвечают также товары, транспортируемые через территорию одной или нескольких стран вследствие географических, транспортных, технических или экономических причин, при условии, что товары в странах транзита, в том числе при их временном складировании на территории этих стран, находятся под таможенным контролем, товары не являлись объектом торговли или потребления, товары не подвергались каким-либо операциям, за исключением операций, направленных на обеспечение их сохранности, и перегрузки.
Правилу прямой поставки также отвечают товары, закупленные импортером на выставках или ярмарках, при выполнении следующих условий:
Товар рассматривается как непосредственно закупленный, если он приобретен лицом государства-члена Союза у субъекта предпринимательской деятельности, зарегистрированного в установленном порядке в развивающейся или наименее развитой стране, из которой происходит такой товар и на которую распространяется тарифный преференциальный режим.
Документы, подтверждающие соблюдение прямой поставки и непосредственной закупки, должны быть представлены таможенному органу государства-члена Союза.
В случае непредставления таможенному органу государства-члена Союза указанных документов тарифные преференции в отношении товаров не предоставляются.
В подтверждение происхождения товара в целях предоставления тарифных преференций представляется оригинал сертификата о происхождении товара по форме «А» либо — декларация о происхождении товара.
При наличии договоренности между таможенным органом государства-члена Союза и уполномоченным органом (организацией) о применении электронной системы верификации происхождения товаров, позволяющей осуществить проверку выдачи сертификата о происхождении товара и достоверности, содержащихся в нем сведений (электронная система верификации), оригинал сертификата о происхождении товара может не представляться по решению декларанта при таможенном декларировании товара. При этом реквизиты такого сертификата должны быть указаны в таможенной декларации.
Происхождение партии товара, таможенная стоимость которой не превышает в эквиваленте 5 000 евро, может подтверждаться декларацией о происхождении товара.
В качестве декларации о происхождении товара могут быть предоставлены коммерческие или любые другие документы, имеющие отношение к товару и содержащие сведения о происхождении товара, заявленные изготовителем, продавцом или отправителем страны происхождения товара или страны вывоза товара.
Срок применения документа о происхождении товара в целях предоставления тарифных преференций составляет не более 12 месяцев с даты выдачи сертификата о происхождении товара и не более 12 месяцев с даты удостоверения декларации о происхождении товара.
Тарифные преференции предоставляются в отношении товара в количестве, указанном в документе о происхождении товара.
При превышении фактического веса поставленного товара не более чем на 5 процентов включительно относительно веса, указанного в документе о происхождении товара, тарифные преференции предоставляются в отношении фактического веса товара в пределах указанной погрешности.
В целях соблюдения требований к административному сотрудничеству страны-пользователи схемой тарифных преференций Союза направляют в Евразийскую экономическую комиссию:
С момента получения Комиссией данной информации требования к административному сотрудничеству считаются выполненными.
Таможенные органы государств-членов отказывают в предоставлении тарифных преференций в отношении товаров, ввозимых из развивающихся или наименее развитых стран, в следующих случаях:
Комиссия на регулярной основе проводит мониторинг функционирования единой системы тарифных преференций Союза.
Пересмотр единой системы тарифных преференций Союза осуществляется Комиссией на основании проводимого мониторинга, но не реже чем 1 раз в 3 года.
Рассмотрим примеры расчета суммы таможенных пошлин при ввозе товаров из стран — пользователей единой системы тарифных преференций Союза.
Пример 1.
Данные, известные из декларации на товары:
Сертификат о происхождении товара формы «А» предоставлен, правила прямой поставки и непосредственной закупки соблюдены.
Задание: рассчитать сумму таможенной пошлины.
Решение.
Графа 33 «Код товара» – 03 06 14 050 0
В соответствии с ЕТТ ЕАЭС ставка пошлины – комбинированная; Па = 13 % но не менее Пс = 1,95 евро за кг.
В отношении данного товара предоставляется тарифная преференция в связи с соблюдением следующих условий:
Таким образом, в отношении данного товара применяется ставка ввозной таможенной пошлины в размере 75 процентов от ставки ввозной таможенной пошлины Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза.
То есть ставка пошлины Па = 13 % × 0,75 = 9,75 % но не менее Пс = 1,95 евро за кг × 0,75 = 1,4625 евро за кг.
Сумма пошлины, рассчитанная по адвалорной ставке:
Спа = ТС × Па = 15 185 000 х 9,75 % = 1 480 537,5 р.
Сумма пошлины, рассчитанная по специфической ставке:
Спс = Втп × Пс × Кв = 7 830 х 1,4625 х 75,55 = 865 151,38 р.
Применяется наибольшая из полученных сумм – 1 480 537,5 р.
Пример 2.
Данные, известные из декларации на товары:
Сертификат о происхождении товара формы «А» предоставлен, правила прямой поставки и непосредственной закупки соблюдены.
Задание: рассчитать сумму таможенной пошлины.
Решение.
Графа 33 «Код товара» – 90 04 10 910 0
В соответствии с ЕТТ ЕАЭС ставка пошлины – адвалорная; Па = 5 %
Несмотря на то, что страна происхождения товаров включена в перечень развивающихся стран — пользователей единой системы тарифных преференций Союза, в отношении данного товара не предоставляется тарифная преференция в связи с тем, что товар не включен в перечень преференциальных товаров.
Сумма пошлины, рассчитанная по адвалорной ставке:
Спа = ТС × Па = 822 500 х 5 % = 41 125 р.
Дополнительный материал по теме в разделе Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности
Видео по теме:
Главная » Учебные материалы » Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности » Тарифные преференции в отношении товаров из развивающихся и наименее развитых стран