Тарифные преференции в отношении товаров, ввозимых из стран, с которыми применяется режим свободной торговли

  1. Основы применения режима свободной торговли

Тарифные преференции в ЕАЭС предоставляются в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза из государств, в торгово-экономических отношениях с которыми Союзом применяется режим свободной торговли.

Заключение соглашений о зоне свободной торговли является одним из наиболее эффективных инструментов повышения торгового потенциала как государств, так и интеграционных объединений.

Под зоной свободной торговли подразумевается такое соглашение между несколькими государствами или государственными объединениями, которое направлено, прежде всего, на устранение тарифных барьеров во взаимной торговле. В частности, сокращаются либо ликвидируются импортные пошлины, облегчаются таможенные процедуры при торговле с третьими странами, а также создаются преимущества для реализации инвестиционных проектов.

Создание системы соглашений о зоне свободной торговли — для Евразийского союза это важное условие включения в глобальные цепочки производства, повышения конкурентоспособности отечественного производства, снижения рисков в международной торговле и развития экспорта.

В настоящее время в рамках ЕАЭС заключены следующие соглашения о создании зоны свободной торговли:

  • Соглашение о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны;
  • Временное соглашение, ведущее к образованию зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами — членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны;
  • Соглашение о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Республикой Сингапур, с другой стороны;
  • Соглашение о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Республикой Сербией, с другой стороны.

Тарифные преференции в рамках свободной торговли для каждой страны имеют свои особенности, рассмотрим их. 

  1. Тарифные преференции в рамках свободной торговли с Социалистической Республикой Вьетнам

29 мая 2015 г. было подписано Соглашение о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны. Соглашение вступило в силу 05 октября 2016 г.

Соглашение о свободной торговле между странами Евразийского экономического союза и Социалистической Республикой Вьетнам закрепляет взаимные обязательства участников упростить определенным образом доступ на свои рынки в рамках взаимной торговли для поставщиков товаров и услуг из стран-партнеров по соглашению.

Соглашение определяет условия предоставления тарифных преференций для товаров, происходящих с территорий сторон Соглашения, фиксирует перечень товарных изъятий из режима свободной торговли, а также дополнительные условия предоставления режима свободной торговли в части торговли товарами.

Ключевые положения Соглашения определяют условия снижения таможенных пошлин как на товары, происходящие с территории государств-членов ЕАЭС, так и с территории Вьетнама. Кроме того, Соглашение позволяет проводить ускоренную либерализацию по договоренности между сторонами.

Либерализация условий доступа товаров стран ЕАЭС на рынок Вьетнама повысит конкурентоспособность уже поставляемых в республику отечественных товаров, а также создаст условия для поставок новой продукции, которая до снижения или отмены ввозных таможенных пошлин была недостаточно конкурентоспособна по цене.

С другой стороны, благодаря либерализации доступа вьетнамских товаров на рынок ЕАЭС снизятся потребительские цены на эти товары, и они станут более доступными для конечного потребителя.

На наиболее чувствительные для стран ЕАЭС товары, такие как чай, кофе, сахар, консервированные огурцы, крахмал, растворимые напитки, трубы, автомобили ставки ввозных таможенных пошлин для Вьетнама снижаться в рамках Соглашения не будут.

В целях адаптации национальных экономик стран ЕАЭС к режиму свободной торговли с Вьетнамом для отдельных товаров были установлены переходные периоды от 5 до 10 лет, в течение которых будет происходить постепенное снижение ставок ввозных таможенных пошлин.

19 апреля 2016 г. Коллегией Евразийской Экономической Комиссии было принято Решение № 36 «О применении ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из Социалистической Республики Вьетнам и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза». В нем определены два ключевых момента:

  • утвержден перечень отдельных товаров, в отношении которых применяются ставки ввозных таможенных пошлин и определены размеры таких ставок в соответствии с Соглашением;
  • установлено, что в отношении товаров, происходящих из Социалистической Республики Вьетнам и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, в соответствии с Соглашением, применяется ставка ввозной таможенной пошлины в размере 0 процентов от таможенной стоимости, за некоторыми исключениями:

а) в отношении теннисной, баскетбольной обуви, обуви для тренировок и занятий в спортивных залах и иной аналогичной обуви, классифицируемой в субпозициях 6403 91 и 6403 99 ТН ВЭД ЕАЭС, установлены специальные требования, при невыполнении которых ввозная таможенная пошлина уплачивается;

б) при ввозе товаров, на которые установлена триггерная защитная мера, в соответствии со ст. 2.10 Соглашения ввозную таможенную пошлину также будет необходимо уплатить.

Следовательно, для определения ставки ввозной таможенной пошлины на тот и или иной товар необходимо определить, входит ли код ввозимого товара в Перечень к Решению. Если код товара в Решении есть, то на него будет прописана соответствующая ставка ввозной таможенной пошлины. Следует обратить внимание, что на многие коды товаров ставки пошлин меняются в соответствии с календарным годом, в котором будет осуществлен его ввоз. Если же код в перечне не поименован, ставка таможенной пошлины равна 0.

В свою очередь, Соглашением о свободной торговле определены следующие условия, которые необходимо соблюсти для предоставления тарифной преференции:

Товары должны соответствовать критериям достаточной переработки. В соответствии с Соглашением, к таким товарам относятся:

  • полностью полученные или произведенные товары (ст. 4.4. Соглашения), например, продукты растительного происхождения, живые животные, полезные ископаемые, отходы и лом и др.;
  • полностью произведенные в одной или обеих Сторонах товары исключительно из материалов из одной или обеих Сторон;
  • произведенные на территории Стороны с использованием непроисходящих материалов и удовлетворяющие требованиям особых критериев происхождения, приведенным в Приложении 3 «Перечень особых критериев происхождения» (например, смена тарифной классификации, размер доли добавленной стоимости в процессе производства и др.).

Должно соблюдаться правило прямой поставки с территории экспортирующей Стороны на территорию импортирующей Стороны и правило непосредственной закупки товара в стране-участнице Соглашения.

Декларант обязан представить таможенному органу импортирующей Стороны Сертификат о происхождении товара. Сертификат должен быть оригинальным, заполненным надлежащим образом и согласно требованиям, установленным Приложением 5 к Соглашению. Представление сертификата не требуется при импорте происходящих товаров, таможенная стоимость которых не превышает 200 долларов США при условии, что данная поставка не является частью одной или нескольких партий. Сертификат состоит из оригинала и двух копий, одна из которых должна храниться у импортера в течение 3-х лет. Установлено, что после внедрения Сторонами электронной системы сертификации и верификации происхождения товаров (ЭССВП) оригинал сертификата на бумажном носителе может не предоставляться.

  1. Тарифные преференции в рамках свободной торговли с Исламской Республикой Иран

Временное соглашение, ведущее к образованию зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны, заключенное 17 мая 2018 года действует с 27 октября 2019 года.

Основным отличием Временного соглашения с Ираном от соглашений о создании зон свободной торговли (ЗСТ) заключается в том, что в соответствии с его условиями ввозные таможенные пошлины в торговле между странами Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС, Союз) и Ираном снижаются или устраняются по ограниченному охвату товаров, а не практически по всей товарной номенклатуре.

В то же время, для соблюдения применимых правил Всемирной торговой организации, Временное соглашение с Ираном содержит четко сформулированную задачу по переходу к полноформатной ЗСТ.

Срок действия Временного соглашения с Ираном – три года, как раз обусловлен временными рамками, в течение которых должны быть достигнуты договоренности по переходу на режим ЗСТ.

Соглашением предусмотрено принятие его сторонами обязательств по выполнению основополагающих принципов ВТО:

  • предоставление режима наибольшего благоприятствования и национального режима, в отношении всех торгуемых между сторонами товаров;
  • ограничение сборов, связанных с импортом и экспортом товаров, приблизительной стоимостью оказанных услуг для целей недопущения использования таких сборов в качестве косвенной защиты для отечественных товаров или средства обложения импорта или экспорта в фискальных целях;
  • отказ от необоснованных ограничений в отношении товаров, включенных в охват преференциальной торговли;
  • обеспечение свободы транзита товаров;
  • недопущение злоупотреблений со стороны компаний, наделенных эксклюзивными или привилегированными правами (государственные торговые предприятия, монополии).

В связи тем, что Временное соглашение с Ираном является преференциальным, его сторонами приняты обязательства по снижению и устранению пошлин во взаимной торговле по товарам, составляющим более 50 % товарооборота между государствами-членами ЕАЭС и Ираном.

В перечень товаров, по которым предусмотрены преференции со стороны Ирана для экспортеров стран Союза, входят мясная и масложировая продукция, отдельные виды кондитерских изделий и шоколада, а также металлы, косметика, отдельные виды электронного и механического оборудования.

В части тарифных обязательств ЕАЭС, которые имплементированы решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.01.2019 № 10, тарифные преференции при импорте в ЕАЭС зафиксированы в отношении ряда иранских продовольственных товаров, в первую очередь, овощей, фруктов, сухофруктов, а также строительных материалов, посуды, ковров, некоторых изделий из цветных металлов. В целом снижение применяемых ставок ввозного тарифа ЕАЭС для иранских сельскохозяйственных товаров составит 5 процентных пунктов, для промышленных товаров – 3,3 процентных пункта.

В связи с тем, что в охват соглашения вошли товары, представляющие принципиальный экспортный интерес участников Соглашения, ожидается, что снижение и устранение пошлин во взаимной торговле станет дополнительным стимулом к взаимовыгодному увеличению товарооборота между странами ЕАЭС и Ираном.

В связи с тем, что Иран не является членом ВТО, одной из важнейших задач является сближение законодательства Ирана и государств-членов Союза в области таможенного регулирования. При этом основой положений Соглашения служат стандарты и рекомендуемые практики Всемирной таможенной организации (ВТамО), а также нормы соглашений ВТО, прежде всего, Соглашения ВТО по упрощению процедур торговли.

  1. Тарифные преференции в рамках свободной торговли с Республикой Сингапур и Республикой Сербией

1 октября 2019 года подписано Соглашение о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами — членами, с одной стороны, и Республикой Сингапур, с другой стороны, и Рамочное соглашение о всеобъемлющем экономическом сотрудничестве между Евразийским экономическим союзом и его государствами — членами, с одной стороны, и Республикой Сингапур, с другой стороны.

На первом этапе соглашение подразумевает безбарьерный обмен товарами, а позже его действие распространится на услуги и инвестиции. Кроме того, соглашение поможет Союзу усилить торговое присутствие и в других государствах региона.

Таким образом, это соглашение нужно рассматривать как имиджевую составляющую, а также стратегический плацдарм для выхода на более перспективные с экономической точки зрения рынки Юго-Восточной Азии.

25 октября 2019 года подписано Соглашение о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-Членами, с одной стороны, и Республикой Сербией, с другой стороны.

В соответствии с данным соглашением Стороны договорились не применять таможенные пошлины и любые сборы, имеющие эквивалентный таможенным пошлинам эффект, в отношении ввоза или в связи с ввозом товаров, происходящих с территории одной из Сторон.

При этом указано, что таможенные пошлины и любые сборы, эквивалентные таможенным пошлинам, применяются к товарам, указанным в Приложении № 1 «Перечень товаров, в отношении которых применяются изъятия из режима свободной торговли при импорте на таможенную территорию Республики Сербия из государств – членов Евразийского экономического союза» (например, сахар, спирт, сигареты, шины, автомобили и др.) и Приложении № 2 «Перечень товаров, в отношении которых применяются изъятия из режима свободной торговли при импорте на таможенную территорию Евразийского экономического союза из Республики Сербия» (например, сахар, мясо, сигареты, спирт, ткани, автомобили и др.) к Соглашению. Такие таможенные пошлины и сборы применяются в соответствии с условиями действия режима наибольшего благоприятствования, определенного в Статье I ГАТТ 1994.

Кроме того, на сегодняшний день государствами-членами ЕАЭС проводятся переговоры по заключению соглашений о свободной торговле с Израилем, Индией и Египтом.

  1. Применение тарифных преференций в рамках Договора о зоне свободной торговли Содружества Независимых Государств

Договор о Евразийском экономическом союзе фиксирует, что режим свободной торговли товарами в понимании ГАТТ 1994 устанавливается в торговле с третьей стороной на основании международного договора Союза с такой третьей стороной с учетом переходных положений, предусмотренных статьей 102 Договора, (т.е. государства – члены Союза вправе в одностороннем порядке предоставлять преференции в торговле с третьей стороной на основании заключенных до 1 января 2015 года международного договора этого государства – члена с такой третьей стороной или международного договора, участниками которого являются все государства – члены).

Это означает, что помимо тарифных преференций, предоставляемых в рамках указанных выше соглашений между странами-участницами Союза, Российская Федерация реализует систему тарифных преференций, которая является результатом международных соглашений России о создании интеграционных объединений.

Так, в п. 2 ст. 36 Закона РФ от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» указано, что тарифные преференции предоставляются Российской Федерацией в отношении ввозимых товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли. Такие товары освобождаются от уплаты ввозных таможенных пошлин.

В настоящее время Российская Федерация образует зону свободной торговли с бывшими республиками Советского Союза, нынешними странами – участницами СНГ.

Базовым документом, определяющим порядок функционирования зоны свободной торговли в рамках Содружества Независимых Государств, является Договор о зоне свободной торговли, подписанный в г. Санкт-Петербурге 18 октября 2011 г. Данный Договор подписан Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Молдова, Российской Федерацией (с 1 января 2016 года не действует в отношении Украины), Республикой Таджикистан и Украиной (со 2 января 2016 года не действует в отношении России). 31 мая 2013 г. к Договору присоединилась Республика Узбекистан.

Государства – участники зоны свободной торговли СНГ не применяют таможенные пошлины, а также иные платежи, имеющие с ними эквивалентное действие, а также количественные ограничения в отношении товаров, происходящих с таможенной территории одного государства – участника и ввозимых на таможенные территории других государств – участников. При этом приложением 1 к Договору систематизированы перечни товаров, в отношении которых отдельные государства – участники применяют экспортную и импортную таможенные пошлины во взаимной торговле.

16 декабря 2015 года президент Российской Федерации подписал указ о приостановлении с 01.012016 действия договора о зоне свободной торговли в отношении Украины «в связи с исключительными обстоятельствами, затрагивающими интересы и экономическую безопасность Российской Федерации и требующими принятия безотлагательных мер». Указ вступил в силу со дня его подписания. В ответ, 02.01.2016, Украина ввела в действие постановление Кабинета министров Украины от 30 декабря 2015 года №1146, которым на год отменила торговые преференции в отношении товаров из России.

Также необходимо учитывать, что для целей предоставления тарифных преференций в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза из государств, в торгово-экономических отношениях с которыми Союзом применяется режим свободной торговли, применяются правила определения происхождения товаров, установленные соответствующим международным договором Союза с третьей стороной, предусматривающим применение режима свободной торговли.

Дополнительный материал по теме в разделе Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности

Видео по теме:

Тарифные преференции

+7 920 717 69 98 (whatsapp, viber)    /   e-mail: 79207176998@ya.ru