Источники международного таможенного права

  1. Виды источников международного таможенного права

Так как международное таможенное право представляет собой часть международного права, источники международного таможенного права по своей правовой природе те же, что и источники международного права.

Так источники права – это формы выражения и закрепления правовых норм. Следовательно, источники международного таможенного права – это формы выражения и закрепления таможенных международно-правовых норм.

Способом создания норм в международном таможенном праве является соглашение его субъектов. Такое соглашение может иметь определенно выраженную форму и служить источником таможенных международно-правовых норм.

Источники международного таможенного права подразделяются на:

  • международные договоры в области таможенного дела;
  • международно-правовые таможенные обычаи;
  • специальные принципы международного таможенного права.

Договор и обычай являются наиболее значимыми и распространенными источниками международного права. Международный договор имеет писаную форму выражения, а обычай – неписаную.

Основной правовой формой источников таможенных международно-правовых норм  является международный договор.

Международный договор — это регулируемое международным правом соглашение, заключенное государствами и/или другими субъектами международного права.

Статус международного договора не зависит от его конкретного наименования: соглашение, конвенция, устав международной организации, протокол, пакт – по сути это все международный договор.

Международный договор может быть составлен в виде одного документа или нескольких документов (например, обмен нотами).

Договор составляется либо на языках всех договаривающихся сторон, либо на одном или нескольких согласованных между ними языках. Договоры, заключаемые в рамках международных организаций, составляются на официальных языках этих организаций. Например, официальными языками Всемирной таможенной организации являются — английский и французский.

Договор может вступать в силу с даты подписания, либо предусматривать дополнительные внутригосударственные процедуры (ратификация и т. п.). Во втором случае он вступает в силу после обмена документами о выполнении таких процедур. Многосторонний договор, как правило, вступает в силу после сдачи на хранение депозитарию (министерству иностранных дел определенного в договоре государства либо секретариату соответствующей международной организации) документов о выполнении внутригосударственных процедур определенным числом государств. Впоследствии он вступает в силу для каждого следующего государства после сдачи им таких документов.

Международный договор может заключаться в письменной или устной форме. Договоры в устной форме заключаются очень редко, поэтому наиболее распространённой формой является письменная. Подавляющее большинство норм международного таможенного права – это нормы, созданные и закрепленные государствами в международных договорах.

К структуре договора относятся его составные части, такие как название договора, преамбула, основная и заключительная части, подписи сторон.

Преамбула является важной частью договора, поскольку в ней часто формулируется цель договора. Кроме того, преамбула используется при толковании договора. Основная часть договора делится на статьи, которые могут быть сгруппированы в разделы, главы или части. В заключительной части излагаются такие положения, как условия вступления в силу и прекращения договоров, язык, на котором составлен текст договора, и т. д. Международные договоры часто имеют приложения в виде протоколов, дополнительных протоколов, правил и т. д.

То есть основными источниками международного таможенного права являются международные договоры в области таможенного дела, которые часто называются международными таможенными конвенциями.

Международные договоры в области таможенного дела представляют собой международные договоры, устанавливающие взаимные права и обязанности государств и иных субъектов международного права в сфере международного таможенного сотрудничества.

Международно-правовой таможенный обычай как источник международного таможенного права является вторым по значимости и распространенности источником международного права вообще и международного таможенного права в частности.

Международно-правовой обычай — это сложившееся в практике неписаное правило поведения, за которым субъекты международного права признают юридически обязательную силу. Это наиболее древняя форма образования норм международного таможенного права.

Примером международно-правового обычая в таможенном праве может служить свобода транзита.

Резолюции международных организаций содействуют утверждению обычая в практике, адаптируют его содержание к новым условиям, усиливая его связь с жизненной реальностью. При этом к актам международного права, содействующим становлению международно-правового обычая как источника в данном случае можно отнести не только резолюции международных организаций, но и любые их решения, рекомендательные нормы, направленные на становление той или иной обычно-правовой нормы. В международном таможенном праве резолюции Всемирной таможенной организации способствуют формированию обычных норм международного таможенного права. Например, Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли 2005 г., которые государства применяют как обязательные, фактически являются обычно-правовыми.

В международном таможенном праве становление и действие международно-правовых обычаев носит побочный характер и является следствием добровольного исполнения государствами норм, зафиксированных в международных таможенных договорах. Часто международные договоры действуют также и в отношении государств к ним не присоединившимся, которые, однако, в добровольном порядке выполняют положения, установленные этими международными договорами. Нормы таких договоров применяются такими государствами как обычно-правовые.

  1. Виды международных договоров в области таможенного дела

В международном таможенном праве существует два вида таможенных договоров: универсальные и специальные.

Универсальные международные таможенные договоры – это многосторонние международные договоры, которые содержат наиболее общие международно-правовые таможенные нормы, регулирующие важнейшие вопросы таможенного дела. Они направлены на регулирование международных таможенных отношений, представляющих интерес для всех государств. Кроме того, универсальные международные таможенные договоры по составу государств-участников имеют наибольшее представительство и носят многосторонний характер.

К числу важнейших многосторонних международных таможенных договоров (конвенций) можно отнести:

  • Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено в Киото 18.05.1973;
  • Таможенную конвенцию о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) (Заключена в г. Женеве 14.11.1975);
  • Таможенную конвенцию о карнете A.T.A. для временного ввоза товаров (Конвенция A.T.A.) (заключена в Брюсселе 06.12.1961);
  • Международную Конвенцию о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (Заключена в Брюсселе 14.06.1983);
  • Международную конвенцию о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений (Заключена в г. Найроби 09.06.1977);
  • Конвенцию о временном ввозе (Стамбул, 26 июня 1990 г.).

На основе положений приведенных таможенных конвенций государства организуют широкое международное сотрудничество по различным аспектам осуществления таможенного дела.

Универсальные международные таможенные договоры есть результат многостороннего взаимодействия государств и в то же время средства обеспечения их взаимодействия на широкой основе по таможенным вопросам. Например, на основе Конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров государства обеспечивают сопоставимость информации о ввозимых и вывозимых товарах, создают единообразные национальные товарные номенклатуры, используемые в таможенных целях. Так, в странах-членах ЕАЭС применяется ТН ВЭД ЕАЭС, основанная на гармонизированной системе.

Специальные международные таможенные договоры – это международные договоры, объект и цель которых представляют интерес для небольшого круга государств. Специальные договоры могут быть как многосторонними, так и двусторонними международными договорами.

К числу многочисленных специальных международных таможенных договоров относятся:

  • договоры о создании зон свободной торговли, таможенных союзов;
  • договоры об определении общих направлений сотрудничества государств в таможенной сфере;
  • договоры по согласованию правил совершения таможенных операций, взаимного признания таможенных документов и т.д.

Если специальные международные таможенные договоры, как правило, разрабатываются и принимаются самими государствами или в результате функционирования региональных интеграционных объединений, то общие, или универсальные международные таможенные договоры принимаются в рамках деятельности международных организаций, имеющих мировое представительство своих государств-членов, т.е. всеобщих, потенциально рассчитанных на участие всех государств, организаций. Среди таких организаций главенствующее место занимает Всемирная таможенная организация.

Положения специальных таможенных договоров разрабатываются с учетом универсальных соглашений и повторяют их установления.

Все названные договоры наряду с другими не менее значимыми международными договорами составляют совокупность источников международного таможенного права.

Важнейшей характеристикой международного таможенного права является то, что оно направлено на сближение национальных правовых систем в области таможенного дела, поскольку одной из целей международного таможенного сотрудничества является достижение совместимости таможенных систем.

Сближение национальных правовых систем заключается в выработке норм, направленных на единообразное регулирование определенного вида отношений.

Сближение правовых систем осуществляется в двух формах: унификации и гармонизации. Формы сближения правовых систем различаются в зависимости от того, какие нормы создаются для сходного правового регулирования – единые или единообразные.

Унификация предполагает процесс создания и введения в действие единых международно-правовых норм, а гармонизация – процесс включения сходных (единообразных) правовых норм в национальные правовые системы, например, на основе международных норм, определяющих общие условия и рамки единообразного правового регулирования.

Универсальные таможенные договоры направлены именно на сближение национальных правовых систем в области таможенного дела, т.е. на унификацию и гармонизацию национальных таможенных законодательств.

Одним из критериев выделения отраслей является наличие кодифицированных актов. В международном таможенном праве также есть такие международно-правовые акты это: Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) и Конвенцию о временном ввозе (Стамбульская конвенция).

Кодификация представляет собой процесс систематизации действующих норм, устраняющий противоречия, восполняющий пробелы, заменяющий устаревшие нормы новыми.

Кодификация осуществляется следующими основными способами:

  • установлением точного содержания и четкого формулирования уже издавна существующих (обычных и договорно-правовых) принципов и норм международного права в той или иной сфере отношений между государствами;
  • изменением или пересмотром устаревших норм;
  • разработкой новых принципов и норм с учетом актуальных потребностей международных отношений;
  • закреплением в согласованном виде всех этих принципов и норм в едином международно-правовом акте либо в ряде актов.

Так, Стамбульская конвенция систематизировала международно-правовые таможенные нормы, касающиеся таможенной процедуры временного ввоза, заменив собой ранее существовавшие 15 международных соглашений по временному ввозу.

Киотская конвенция уточнила и привела в систему международно-правовые нормы, касающиеся, в частности, всех таможенных процедур и большинства таможенных операций.

Дополнительный материал по теме в разделе Таможенное право

+7 920 717 69 98 (whatsapp, viber)    /   e-mail: 79207176998@ya.ru