Таможенное законодательство ЕАЭС

  1. Таможенное законодательство ЕАЭС: правовые основы формирования ЕАЭС​

Таможенное законодательство ЕАЭС формируется в рамках функционирования органов управления Евразийского экономического союза.

Евразийский экономический союз — международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе.

В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.

Государствами-членами Евразийского экономического союза являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация.

Созданию Евразийского экономического союза предшествовал долгий процесс интеграции, который начался еще в 1995 году с подписания Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией Соглашения о Таможенном союзе. Это Соглашение определило то интеграционное ядро, которое и в настоящее время является двигателем интеграционных процессов на пространстве Евразии.

26 февраля 1999 года Президенты Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан подписали Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве.

В целях эффективного продвижения процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства названные страны в 2000 году учредили Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС).

Членами Евразийского экономического сообщества с момента его образования стали пять государств — Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан.

25 января 2006 г. был подписан протокол о присоединении к организации Узбекистана. В октябре 2008 г. Узбекистан приостановил участие в работе органов ЕврАзЭС. С мая 2002 г. статус наблюдателей при ЕврAзЭС получили Украина и Молдова, с января 2003 г. — Армения.

Однако из-за противоположных мнений таможенный союз не состоялся ни юридически, ни фактически.

В связи с этим в августе 2006 года в ходе неформального саммита в Сочи в было принято решение об активизации Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией работы по формированию Таможенного союза в формате «тройки».

6 октября 2007 года в Душанбе подписан Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. 

В январе 2010 года начал функционировать Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, основанный на введении в действие Единого таможенного тарифа, отмене таможенного оформления и таможенного контроля на внутренних границах, обеспечении беспрепятственного движения товаров на территории трех государств.

В декабре 2010 года приняты 17 базовых международных договоров, создающих основу для начала функционирования Единого экономического пространства, а также подписана Декларация о формировании Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

В январе 2012 года вступили в силу международные договоры, формирующие правовую основу Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, создающие основу для свободного движения уже не только товаров, но и услуг, капитала и рабочей силы.

В феврале 2012 года начала работу Евразийская экономическая комиссия со штаб-квартирой в Москве.

29 мая 2014 года названные страны подписали Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Договор обозначил переход евразийского экономического проекта на новый, более глубокий уровень интеграции.

Данный договор вступил в силу с первого января 2015 г. С 02.01.2015 к ЕАЭС присоединилась Армения, а с 12.08.2015 — Кыргызская Республика. С 2018 года Республике Молдова предоставлен статус страны-наблюдателя при ЕАЭС.

В целях управления ЕАЭС были созданы наднациональные органы управления Союзом.

Высший Евразийский экономический совет (Высший совет) – высший орган Союза, в состав которого входят Президенты государств-членов Союза, рассматривает принципиальные вопросы деятельности Союза, определяет стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимает решения, направленные на реализацию целей Союза.

Евразийский межправительственный экономический совет (Межправительственный совет) – орган, в состав которого входят главы правительств государств-членов, обеспечивает реализацию и контроль за исполнением Договора о Евразийском экономическом союзе, международных договоров в рамках Союза и решений Высшего совета; рассматривает по предложению Совета Евразийской экономической комиссии вопросы, по которым не достигнут консенсус; дает поручения Евразийской экономической комиссии.

Евразийская экономическая комиссия (Комиссия, ЕЭК) – постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Союза. Основными задачами Комиссии являются обеспечение условий функционирования и развития Союза, а также разработка предложений в сфере экономической интеграции в рамках Союза. Комиссия располагается в Москве.

Председательство в Высшем совете, Межправительственном совете и Совете Комиссии осуществляется на ротационной основе в порядке русского алфавита одним государством-членом Союза в течение одного календарного года без права продления (в 2015 г. – Белоруссия, в 2016 г. – Казахстан, в 2017 г. – Киргизия, 2018 г. – Российская Федерация, 2019 г. – Армения, 2020 г. – Белоруссия).

Суд Евразийского экономического союза (Суд Союза) – судебный орган Союза, обеспечивающий единообразное применение государствами-членами и органами Союза международных договоров в рамках Союза. В состав Суда входят по два судьи от каждого государства – члена Союза, назначаемых на должности Высшим Евразийским экономическим советом по представлению государств – членов Союза сроком на девять лет. Суд рассматривает дела в составе Большой коллегии Суда, Коллегии Суда и Апелляционной палаты Суда. Суд Союза располагается Минске.

  1. Таможенное законодательство ЕАЭС: источники права Союза

Источники таможенного права — это внешние формы выражения и закрепления таможенно-правовых норм. Таможенно-правовые нормы – это установленные или санкционированные государством правила поведения, регулирующие общественные отношения в сфере таможенного дела.

Таможенное законодательство ЕАЭС включает:

  • международные договоры в рамках Союза;
  • международные договоры Союза с третьей стороной;
  • решения и распоряжения Высшего Евразийского экономического совета;
  • решения и распоряжения Евразийского межправительственного совета;
  • решения, распоряжения и рекомендации Евразийской экономической комиссии.

Рассмотрим названные источники права подробнее.

Международные договоры в рамках Союза – это международные договоры, заключаемые между государствами-членами по вопросам, связанным с функционированием и развитием Союза.

К таким договорам, в частности, относятся Договор о Евразийском экономическом союзе и Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС).

Договор о Евразийском экономическом союзе – это международный договор между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией, подписанный главами государств в Астане 29 мая 2014 года, которым учреждается Евразийский экономический союз, в рамках которого обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных данным Договором и международными договорами в рамках Союза.

Договор о Евразийском экономическом союзе содержит положения, предусматривающие сокращений изъятий и иных ограничений, в том числе барьеров, взаимного доступа субъектов предпринимательской деятельности на рынок государств – членов. В основе Договора о Евразийском экономическом союзе лежит договорно-правовая база Таможенного союза и Единого экономического пространства, нормы которой были актуализированы и приведены в соответствие с правилами ВТО.

Договор о ЕАЭС состоит из 4 частей, 28 разделов, 118 статей, а также 33 приложений. В целом документ можно разделить на две части.

В первой части, институциональной, изложены стратегические цели и задачи евразийской интеграции, определен правовой статус Союза как международной организации, сформулированы основные принципы, цели, компетенция и право Союза, установлена система органов Союза, их компетенция, порядок формирования и работы, а также изложены положения о бюджете Союза.

Во второй части, функциональной (экономической), регламентируются механизмы экономического взаимодействия, а также зафиксированы обязательства по отраслевым направлениям интеграции.

В случае возникновения противоречий между международными договорами в рамках Союза и Договором о Евразийском экономическим союзом приоритет имеет Договор о Евразийском экономическим союзе.

1 января 2018 года вступил в силу Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС), подписанный 11.04.2017.

Договор имеет преимущественную силу над иными регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, входящими в право Евразийского экономического союза, за исключением Договора о Евразийском экономическом союзе.

ТК ЕАЭС призван регулировать взаимоотношения, связанные с перемещением товаров через таможенную границу Союза, а также их нахождением на таможенной территории Союза, с учетом современного уровня развития информационных технологий. Кодекс направлен на унификацию таможенного законодательства стран ЕАЭС и сокращение национального регулирования. При его разработке учитывались положения международных конвенций, в том числе Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, и обязательств стран в рамках ВТО.

Международные договоры Союза с третьей стороной – это международные договоры, заключаемые с третьими государствами (т.е. странами, не являющимися членами Союза), их интеграционными объединениями и международными организациями.

Международные договоры Союза с третьей стороной не должны противоречить основным целям, принципам и правилам функционирования Союза.

Международные договоры необходимо ратифицировать в государствах-членах ЕАЭС в соответствии с их национальными законодательствами.

Органы Союза принимают решения и распоряжения.

Решение – это акт, принимаемый органами Союза, содержащий положения нормативно-правового характера.

Распоряжение – это акт, принимаемый органами Союза, имеющий организационно-распорядительный характер.

Решения и распоряжения органов Союза не должны противоречить Договору о Евразийском экономическом союзе и международным договорам в рамках Союза.

Высший совет принимает решения и распоряжения. Решения и распоряжения Высшего совета принимаются консенсусом. Решения Высшего совета, связанные с прекращением членства государства-члена в Союзе, принимаются по принципу «консенсус минус голос государства-члена, уведомившего о своем намерении прекратить свое членство в Союзе».  Заседания Высшего совета проводятся не реже 1 раза в год.

Межправительственный совет принимает решения и распоряжения. Решения и распоряжения Межправительственного совета принимаются консенсусом. Заседания Межправительственного совета проводятся по мере необходимости, но не реже 2 раз в год.

В случае возникновения противоречий между решениями Высшего Евразийского экономического совета, Евразийского межправительственного совета и Евразийской экономической комиссии:

  • решения Высшего Евразийского экономического совета имеют приоритет над решениями Евразийского межправительственного совета и Евразийской экономической комиссии;
  • решения Евразийского межправительственного совета имеют приоритет над решениями Евразийской экономической комиссии.

Евразийская экономическая комиссия (Комиссия) является постоянно действующим регулирующим органом Союза. Комиссия состоит из Совета и Коллегии.

Совет Комиссии осуществляет общее регулирование интеграционных процессов в Союзе, а также общее руководство деятельностью Комиссии. В Совет Комиссии входят по одному представителю от каждого государства-члена Союза, являющемуся заместителем главы правительства и наделенному необходимыми полномочиями в соответствии с законодательством своего государства.

Коллегия Комиссии является исполнительным органом Комиссии. Коллегия Комиссии состоит из членов Коллегии, один из которых является Председателем Коллегии Комиссии. Коллегия Комиссии формируется из представителей государств-членов исходя из принципа равного представительства государств-членов.

Комиссия принимает решения, имеющие нормативно-правовой характер и обязательные для государств – членов Союза, распоряжения, имеющие организационно-распорядительный характер, и рекомендации, не имеющие обязательного характера.

Решения, распоряжения и рекомендации Совета Комиссии принимаются консенсусом. В случае если не достигнут консенсус, вопрос передается на рассмотрение в Высший совет или Межправительственный совет.

Решения, распоряжения и рекомендации Коллегии Комиссии принимаются квалифицированным большинством или консенсусом. При этом квалифицированное большинство составляет две трети голосов от общего числа членов Коллегии Комиссии. Высший совет определяет перечень чувствительных вопросов, по которым решения Коллегии Комиссии принимаются консенсусом.

Решения Комиссии непосредственно применяются на территориях государств – членов Союза, т.е. не подлежат ратификации и имеют статус прямого действия.

В случае если иное не предусмотрено Договором о Евразийском экономическом союзе и международными договорами в рамках Союза, решения Комиссии вступают в силу не ранее чем по истечении 30 календарных дней с даты их официального опубликования.

Решения Комиссии, улучшающие положение физических и (или) юридических лиц, а также решения Комиссии, принимаемые в исключительных случаях, требующих оперативного реагирования, могут предусматривать иной срок вступления в силу, но не менее 10 календарных дней с даты их официального опубликования.

Решения Комиссии, содержащие сведения ограниченного распространения, р распоряжения Комиссии вступают в силу в срок, определенный в них.

Решения Комиссии, ухудшающие положение физических и (или) юридических лиц, обратной силы не имеют, а решения Комиссии, улучшающие положение физических и (или) юридических лиц, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Также необходимо отметить, что решения Комиссии Таможенного союза, действующие на 1 января 2012 года, сохраняют свою юридическую силу, если они не были отменены.

Международные договоры в рамках Союза, международные договоры с третьей стороной и решения органов Союза подлежат официальному опубликованию на официальном сайте Союза в сети Интернет. Дата такой публикации признается датой официального опубликования данного решения. Ни одно указанное решение не может вступить в силу до его официального опубликования. Не подлежат официальному опубликованию решения органов Союза, содержащие информацию ограниченного распространения, и проекты таких решений.

Органы Союза обеспечивают предварительное опубликование проектов решений на официальном сайте Союза в сети Интернет, как минимум, за 30 календарных дней до даты, когда данное решение планируется к принятию. Проекты решений органов Союза, принимаемых в исключительных случаях, требующих оперативного реагирования, могут быть опубликованы в иные сроки.

Таким образом, таможенное законодательство ЕАЭС формируется в рамках углубления интеграционных процессов как внутри Союза, так и с третьими странами.

Дополнительный материал по теме разделе Таможенное право

Видео по теме:

Таможенное право - таможенное законодательство

+7 920 717 69 98 (whatsapp, viber)    /   e-mail: 79207176998@ya.ru