Правоохранительная деятельность таможенных органов

При осуществлении внешнеэкономической деятельности некоторые из участников международной цепи поставки товаров пытаются обойти требования законодательства с целью уклонения от уплаты и снижения суммы таможенных платежей, несоблюдения запретов и ограничений, требований валютного законодательства и др. В связи с чем правоохранительная деятельность таможенных органов в первую очередь направлена на выявление и пресечение подобных нарушений законодательства.

Правоохранительная деятельность таможенных органов сосредоточена на реализации следующих функций:

  • выявление, предупреждение, пресечение преступлений, отнесенных законодательством Российской Федерации к компетенции таможенных органов, а также иных связанных с ними преступлений;
  • выявление, предупреждение, пресечение административных правонарушений, отнесенных законодательством Российской Федерации к компетенции таможенных органов, а также иных связанных с ними правонарушений;
  • проведение неотложных следственные действия и осуществление предварительного расследования в форме дознания по уголовным делам об указанных преступлениях;
  • осуществление производства по делам об административных правонарушениях;
  • осуществление оперативно-разыскной деятельности в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, противодействия коррупции и обеспечения собственной безопасности;
  • оказание содействия в борьбе с коррупцией, международным терроризмом и экстремизмом;
  • осуществление противодействия незаконному обороту товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, наркотических средств, психотропных веществ, оружия, боеприпасов, культурных ценностей и иных предметов, перемещаемых через таможенную границу;
  • осуществление противодействия коррупции и коррупционным проявлениям в таможенных органах и организациях, находящихся в ведении таможенных органов.

Для реализации указанных функций таможенные органы реализуют ряд полномочий.

Так в соответствии с п. 9 ч. 3 ст. 151 УПК РФ таможенные органы наделены правом ведения предварительного расследования в форме дознания по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 194 частями первой и второй, 200.1 частью первой Уголовного кодекса Российской Федерации, а также о преступлениях, предусмотренных статьей 200.2 частью первой Уголовного кодекса Российской Федерации, выявленных таможенными органами Российской Федерации.

При этом в соответствии с п.3 ч. 2 ст. 157 УПК РФ таможенные органы производят неотложные следственные действия по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 173.1, 173.2, 174, 174.1, 189, 190, 193, 193.1, 194 частями третьей и четвертой, 200.1 частью второй, 200.2 частями второй и третьей, 226.1, 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, выявленных таможенными органами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 23.8 КоАП РФ таможенный орган рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 11.27 (в части осуществления международных автомобильных перевозок грузов), статьей 11.29 (в части осуществления международных автомобильных перевозок грузов), частями 16 статьи 12.21.1 (в части осуществления международных автомобильных перевозок, за исключением случаев фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи), частью 1 статьи 12.21.2 (в части осуществления международных автомобильных перевозок опасных грузов без специального разрешения), частью 2 статьи 12.25, частями 1 и 3 статьи 16.1, статьями 16.216.24, 19.7.13 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица таможенных органов составляют протоколы об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена указанными выше статьями, а также об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.15, 6.16, 6.33, частью 1 статьи 7.12, частью 4 статьи 8.28.1, статьями 11.14, 11.15, 14.10, 14.50, частью 1 статьи 15.6, частью 2 статьи 15.7, статьями 15.8, 15.9, частью 2 статьи 16.1, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, частью 1 статьи 19.26, частью 2 статьи 20.23 КоАП РФ.

При этом составы административных правонарушений, относящихся к компетенции таможенных органов, изложены в гл. 16 КоАП РФ «Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)».

Также таможенные органы осуществляют оперативно-розыскную деятельность в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, признаваемое в соответствии с законодательством государств-членов преступлением, исполнения запросов международных организаций, таможенных и иных компетентных органов государств, не являющихся членами Союза, в соответствии с международными договорами государств-членов с третьей стороной.

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется таможенными органами в соответствии с федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Кроме того, правоохранительная деятельность таможенных органов включает в себя деятельность по:

  • ограждению и защите от преступных посягательств должностных лиц и работников таможенных органов в связи с исполнением ими должностных обязанностей, членов их семей, объектов таможенной инфраструктуры и информационных ресурсов;
  • выявлению, предупреждению и пресечению административных правонарушений и уголовных преступлений со стороны должностных лиц таможенных органов, а также иных лиц, склоняющих должностных лиц таможенных органов к совершению преступлений против интересов государственной службы;
  • выявлению, предупреждению и пресечению использования технологий совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, противоречащих действующему законодательству.
 
Дополнительный материал по теме в разделе Таможенное право

+7 920 717 69 98 (whatsapp, viber)    /   e-mail: 79207176998@ya.ru