Понятие и структура таможенного права

  1. Понятие и предмет таможенного права

Понятие таможенного права отражает комплексность отрасли таможенного законодательства.

Таможенное право — комплексная отрасль права, представляющая собой систему правовых норм различной право-отраслевой принадлежности, которые устанавливаются либо санкционируются государством и предназначены для регулирования общественных отношений в сфере таможенного дела.

Приведенное понятие таможенного права сравнительно «молодое».

Комплексность таможенного права заключается в том, что правоотношения в сфере таможенного дела регулируются нормами различных отраслей права, включая:

  • конституционное право, например, в части отнесения таможенного регулирования к ведению Российской Федерации (ст. 71 Конституции Российской Федерации), что означает регулирование таможенных правоотношений только на общефедеральном уровне, или положения статьи 74, не допускающие установление таможенных границ на территории Российской Федерации, что гарантирует свободу перемещения товаров, транспортных средств и лиц в пределах территории Российской Федерации;
  • административное и административно-процессуальное право – в значительной части правоотношений в сфере таможенного дела, это связано с тем том, что деятельность таможенных органов представляет собой исполнительно-распорядительную деятельность органов исполнительной власти, государственно-властные полномочия которых реализуются в строгом соответствии с закрепленной за ними компетенцией, например, при выявлении, предупреждении, пресечении административных правонарушений, возбуждении и расследовании дел об административных правонарушениях, привлечении лиц к административной ответственности, обжаловании нормативных и ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, взаимодействии таможенных и иных органов государственной власти и управления;
  • гражданское право, например, по вопросам размещения на хранение товаров изъятых или задержанных таможенными органами;
  • уголовное и уголовно-процессуальное право, например, при выявлении, предупреждении, пресечении преступлений, дознании, производстве неотложных следственных действий по уголовным делам о преступлениях в сфере таможенного дела;
  • международное право, роль которого в регулировании таможенных правоотношений постоянно возрастает в связи с усилением процессов унификации и упрощения взаимной торговли между странами, и их стремлением к обеспечению международной безопасности, развитием международного сотрудничества, усилением интеграционных процессов;
  • финансовое право, например, при проведении валютного контроля;
  • налоговое право, в части взимания налогов, относящихся к таможенным платежам (НДС и акцизы);

Таким образом, приведенное понятие таможенного права означает, что будучи в основном административно-правовыми по своему характеру, правоотношения в сфере таможенного дела в каждом отдельном случае тесно переплетаются с различными отраслями права.

Основными целями таможенного права являются:

  • установление правовых основ перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, совершения таможенных операций, применения таможенных процедур, деятельности таможенных органов;
  • обеспечение экономической безопасности Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами;
  • обеспечение соблюдения прав и законных интересов лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, а также иных лиц, реализующих права владения, пользования и распоряжения товарами, перемещаемыми через таможенную границу;
  • создание условий для развития внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности, таможенной инфраструктуры.

Таможенному праву как отдельной отрасли права присущ свой предмет регулирования. Предметом регулирования в таможенном праве следует считать общественные отношения в сфере таможенного дела.

Круг этих отношений очень широк, по своей природе они характеризуются как разнородные, т.е. носят комплексный характер. Структура отношений в сфере таможенного дела определена ТК ЕАЭС, международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, в том числе федеральным законом от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Отношения в сфере таможенного дела являются разновидностью управленческих отношений, основываются на принципах власти и подчинения и носят публично-правовой характер. Одной стороной этих отношений всегда выступает государство. Участники этих отношений не состоят в юридическом равенстве. Основу таких отношений составляют:

  • отношения, связанные с перемещением товаров через таможенную границу Союза, их нахождением и использованием на таможенной территории Союза или за ее пределами;
  • отношения, связанные с совершением таможенных операций;
  • отношения, связанные с уплатой таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;
  • отношения, связанные с проведением таможенного контроля;
  • отношения, связанные с применением таможенных процедур;
  • властные отношения между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Союза или за ее пределами;
  • отношения, связанные с определением прав и обязанностей лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;
  • отношения, связанные с применением запретов и ограничений;
  • установление правовых и организационных основ деятельности таможенных органов Российской Федерации.
  1. Субъекты таможенного права

Субъекты таможенного права – лица, наделенные государством определенными правами и обязанностями, для реализации своих потребностей, либо возложенных на них полномочий в сфере таможенного дела.

К субъектам таможенного права относятся:

  • должностные лица и работники таможенных органов;
  • таможенные органы;
  • организации;
  • физические лица.

Среди этих групп субъектов можно выделить специальных субъектов таможенного права, которые обладают специальной таможенной правосубъектностью, к ним относятся:

  • таможенные органы;
  • должностные лица и работники таможенных органов;
  • лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела;
  • уполномоченные экономические операторы.

Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему.

Основы таможенного права: структура таможенных органов РФ

Рисунок 1 — Территориально-структурное деление таможенных органов

Источник: официальный сайт ФТС России

Таможенными органами являются:

  • Федеральная таможенная служба Российской Федерации (ФТС России);
  • региональные таможенные управления (РТУ);
  • таможни;
  • таможенные посты.

Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации не только функции по контролю и надзору в области таможенного дела, но и ряд других функций, к которым относятся:

  • функции органа валютного контроля;
  • функции по защите прав на объекты интеллектуальной собственности»
  • функции по проведению транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации»
  • функции по проведению санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного контроля и государственного ветеринарного надзора в части проведения проверки документов в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;
  • функции по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов Российской Федерации, а также иных связанных с ними преступлений и правонарушений.

Федеральная таможенная служба осуществляет свою деятельность непосредственно, через территориальные органы и свои представительства (представителей) в иностранных государствах.

Основы таможенного права: Стурктура таможенных органов РФ

Рисунок 2 — Структура таможенных органов РФ и организаций ФТС России

Источник: официальный сайт ФТС России

Региональное таможенное управление (РТУ) является таможенным органом, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации и обеспечивающим реализацию задач и функций ФТС России в регионе деятельности РТУ в пределах их компетенции.

РТУ осуществляет руководство деятельностью таможен и таможенных постов, подчиненных РТУ, находящихся в регионе деятельности РТУ, за исключением таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, и является по отношению к ним вышестоящим таможенным органом.

Основы таможенного права: Схема размещения региональных таможенных управлений

Рисунок 3 — Схема размещения региональных таможенных управлений

Источник: официальный сайт ФТС России

Таможня является таможенным органом Российской Федерации, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов и обеспечивающим реализацию задач и функций ФТС России, в том числе исполнения функций органа валютного контроля, в регионе деятельности таможни в пределах ее полномочий.

В зависимости от функциональных полномочий выделяют два вида таможен:

  • электронные таможни — обеспечивают реализацию задач и функций ФТС России, в том числе связанных с совершением таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме и исполнением функций органа валютного контроля, в регионе своей деятельности в пределах своих полномочий, осуществляют руководство деятельностью таможенных постов, реализующих функции по электронному декларированию (центры электронного декларирования — ЦЭД), и являются по отношению к ним вышестоящими таможенными органами;
  • таможни фактического контроля — обеспечивают реализацию задач и функций ФТС России, в том числе связанных с совершением таможенных операций и исполнением функций органа валютного контроля, в регионе своей деятельности в пределах их полномочий, осуществляют руководство деятельностью подчиненных таможенных постов и являются по отношению к ним вышестоящими таможенными органами.

Таможенный пост является таможенным органом Российской Федерации, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации и обеспечивающим реализацию задач и функций ФТС России в регионе деятельности таможенного поста в пределах его полномочий.

В зависимости от функциональных полномочий таможенные посты могут создаваться в виде таможенного поста (центр электронного декларирования — ЦЭД), полномочия которого ограничиваются исключительно совершением таможенных операций в отношении товаров, декларируемых с использованием информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного декларирования товаров, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Регион деятельности РТУ, таможни и таможенного поста определяет ФТС России.

Должностными лицами таможенных органов являются граждане, замещающие должности сотрудников в указанных органах, которым присвоены специальные звания (сотрудники таможенных органов), и федеральные государственные гражданские служащие таможенных органов.

Сотрудники таможенных органов проходят службу в соответствии с федеральным законом от 21.07.1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации». Сотрудникам таможенных органов присваиваются специальные звания.

Федеральные государственные гражданские служащие таможенных органов замещают должности в таможенных органах в соответствии с федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» Федеральному гражданскому служащему присваивается классный чин государственной гражданской службы Российской Федерации.

В целях технического обеспечения деятельности таможенных органов в их штатных расписаниях предусматриваются соответствующие должности работников таможенных органов (например, в подразделениях бухгалтерского учета, документационного обеспечения, тыловой службы). Трудовые отношения работников таможенных органов регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации.

К лицам, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела относятся:

  • таможенные представители;
  • таможенные перевозчики;
  • владельцы складов временного хранения;
  • владельцы таможенных складов;
  • владельцы свободных складов;
  • владельцы магазинов беспошлинной торговли.

Их деятельность контролируется таможенными органами и регулируется ТК ЕАЭС и федеральным законом от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Уполномоченным экономическим оператором является юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством государств-членов Союза и включенное в реестр уполномоченных экономических операторов. Уполномоченный экономический оператор пользуется специальными упрощениями на таможенной территории Союза, что позволяет экономить как временные, так и материальные ресурсы.

Таким образом таможенным законодательство определен специальный административно-правовой статус указанных субъектов таможенных правоотношений.

Дополнительный материал по теме в разделе Таможенное право

Видео по теме:

Таможенное право

+7 920 717 69 98 (whatsapp, viber)    /   e-mail: 79207176998@ya.ru