Обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц

  1. Порядок подачи жалобы

Обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц включает:

  • судебный порядок обжалования;
  • ведомственный порядок обжалования.

Судебный порядок обжалования предусматривает:

  • обжалование нормативных правовых актов ФТС России в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации;
  • обжалование решений и действий (бездействия) ФТС России, подчиненных таможенных органов и их должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации;
  • обжалование ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) ФТС России, подчиненных таможенных органов и их должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Ведомственный порядок обжалования заключается в подаче жалобы в вышестоящий таможенный орган в порядке, предусмотренном главой 51 федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Право на обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц предоставлено в равной мере лицам, как избравшим ведомственный порядок, так и обратившимся непосредственно в суд.

При этом выбор ведомственного порядка обжалования не исключает право лица на применение судебного порядка обжалования.

Обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц в ведомственном порядке заключается в подаче жалобы в вышестоящий таможенный орган через таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуются.

Это означает, что:

  • жалоба на решение, действие (бездействие) таможни (за исключением таможен непосредственного подчинения ФТС России) подается в соответствующее региональное таможенное управление через таможню, решение, действие (бездействие) которой обжалуется;
  • жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного управления и таможен непосредственного подчинения ФТС России подается в ФТС России через соответствующий таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуется;
  • жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного поста подается непосредственно в таможню, минуя таможенный пост.

При этом для обжалования решения, принятого ФТС России, а также совершенного действия (бездействия) применяется только судебный порядок обжалования.

После получения жалобы, таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуются, направляет жалобу с заключением и документами, необходимыми для принятия решения, в вышестоящий таможенный орган не позднее пяти рабочих дней после дня ее поступления в таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуются.

Заявителем (т.е. лицом, подающим жалобу) может быть любое лицо, по мнению которого решением, действием (бездействием) таможенного органа или его должностного лица нарушены его права, свободы или законные интересы, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложены какие-либо обязанности.

Обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц физическими лицами возможно путем подачи жалобы лично или через уполномоченного представителя, при этом:

  • если физическое лицо подает жалобу лично подтверждение полномочий не требуется;
  • если физическое лицо подает жалобу через представителя, необходимо предоставить документы, в которых закреплено право представителя на обжалование, например, доверенность, паспорта родителей (усыновителей), опекунское удостоверение, решение органа опеки и попечительства о назначении лица опекуном или попечителем и др. Доверенность от имени гражданина должна быть удостоверена нотариально или в ином установленном федеральным законом порядке. Доверенность от имени индивидуального предпринимателя должна быть подписана им и скреплена его печатью или может быть удостоверена нотариально или в ином установленном федеральным законом порядке.

Юридические лица, а также организации, не являющиеся юридическими лицами, подают жалобу через свои органы, действующие в пределах полномочий, предоставленных им федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица или организации, не являющейся юридическом лицом, либо через своих представителей, при этом:

  • если жалоба подается через уполномоченные органы такого лица, в жалобе указывается должность и Ф.И.О. лица, подписавшего жалобу в пределах полномочий, предоставленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами;
  • если жалоба подается через представителя, необходимо предоставить документы, в которых закреплено право представителя на обжалование, например, доверенность от имени организации, которая должна быть подписана ее руководителем или иным уполномоченным на это ее учредительными документами лицом и скреплена печатью организации (при ее наличии) и может быть удостоверена нотариально.

Жалоба может быть подана в течение трех месяцев, который исчисляется в следующем порядке:

  • при подаче жалобы на решение и действие таможенного органа или его должностного лица срок исчисляется со дня, когда заявителю стало или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов, создании препятствий к их реализации либо незаконном возложении на него какой-либо обязанности;
  • при подаче жалобы на бездействие таможенного органа или его должностного лица срок исчисляется со дня истечения установленного срока для принятия таможенным органом или его должностным лицом решения или совершения действия, принятие или совершение которых предусмотрено законом.

Указанный срок может быть восстановлен по ходатайству заявителя, если таможенный орган признает причину такого пропуска уважительной. В качестве оснований для восстановления пропущенного срока могут служить обстоятельства, затруднившие своевременное получение информации о принятии обжалуемых решений, совершении действий, допущении бездействия либо обстоятельства, ставшие препятствием для обращения с жалобой в пределах установленного срока.

Не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска названного срока необходимость согласования с учредителем вопроса о подаче жалобы, нахождение руководителя организации в командировке (отпуске), кадровые перестановки, смена руководителя организации, а также иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу жалобы.

Ходатайство о восстановлении срока подается в письменной форме в виде самостоятельного документа одновременно с жалобой либо может содержаться в тексте жалобы. С таким ходатайством предоставляются документы, подтверждающие причины пропуска срока для обжалования.

Восстановление пропущенного срока для обжалования выражается в фактическом принятии таможенным органом к рассмотрению по существу жалобы заявителя.

При составлении жалобы необходимо указать в ней все установленные законом сведения, в противном случае таможенный орган откажет в рассмотрении жалобы по существу.

Так жалоба подается в письменной форме (с 01.01.2022 может быть подана в электронном виде), и в ней в обязательном порядке указываются:

  • наименование таможенного органа, решение, действие (бездействие) которого обжалуются;
  • фамилия, имя, отчество (при его наличии), место жительства физического лица или наименование юридического лица, подающих жалобу, идентификационный номер налогоплательщика, его место нахождение;
  • существо обжалуемого решения, действия (бездействия);
  • основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены.

При этом следует как можно подробнее описать существо обжалуемого решения, действия (бездействия), а именно, время, место совершения действия (бездействия) или принятия решения, при возможности указать лиц, которые могут обладать информацией о совершенном действии (бездействии) или принятом решении, обстоятельства принятия решения, совершения действия (бездействия), с которыми не согласен заявитель, реквизиты документов, которые могут свидетельствовать в пользу доводов заявителя и др.

При описании оснований, по которым лицо считает, что его права нарушены, следует привести ссылки на конкретные нормы права, устанавливающие порядок совершения действия или принятия решения, которые по мнению заявителя были нарушены.

Жалоба подписывается непосредственно заявителем или его представителем собственноручно. В жалобе, поданной юридическим лицом, указывается должность лица, которым она подписана. При этом не разрешается использовать «аналоги» подписи. Например, факсимиле.

Жалоба, поступившая по информационным системам общего пользования (факс, электронная почта), посредством телеграфной связи, считается поданной без соблюдения требования о ее подписании.

К жалобе должны быть приложены:

  • документы, в которых закреплено право представителя на обжалование — в случае подачи жалобы представителем;
  • документы и сведения, имеющие существенное значение для рассмотрения жалобы и отсутствующие в таможенном органе, решение, действие (бездействие) которого обжалуются (например, коммерческие, транспортные и иные документы).

К жалобе могут быть приложены иные документы, подтверждающие изложенные в ней доводы. В таком случае в жалобе целесообразно привести перечень прилагаемых документов.

Если документы и сведения, имеющие существенное значение для рассмотрения жалобы, отсутствуют в таможенном органе, решение, действие (бездействие) которого обжалуются, таможенный орган, рассматривающий жалобу, вправе запросить их у заявителя. В таком случае срок рассмотрения жалобы приостанавливается не более чем на три месяца. Если заявителем не представлены запрошенные документы и сведения, решение по жалобе принимается без учета доводов, в подтверждение которых не были представлены документы и сведения.

По письменному ходатайству заявителя таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуются, может принять решение о приостановлении исполнения обжалуемого решения, направленного на взыскание таможенных платежей, при условии представления заявителем обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в виде денежного залога или банковской гарантии.

В этом случае таможенный орган в течение семи рабочих дней после дня получения заявления принимает одно из следующих решений:

  • о приостановлении исполнения обжалуемого решения;
  • об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения.

Основаниями для принятия решения об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения являются:

  • несоответствие банковской гарантии, предоставленной заявителем, установленным требованиям;
  • отказ таможенного органа, рассматривающего жалобу, в принятии банковской гарантии по установленным законом основаниям.

Решение таможенного органа об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения таможенного органа может быть обжаловано в суд.

  1. Порядок рассмотрения жалобы

После принятия жалобы таможенный орган проводит проверку на предмет наличия оснований для отказа в ее рассмотрении по существу, к таким основаниям относятся:

  • наличие решения таможенного органа по жалобе, принятого этим же таможенным органом или вышестоящим таможенным органом о том же предмете жалобы;
  • несоблюдение срока обжалования и отсутствие оснований для его восстановления;
  • решение, действие (бездействие) таможенного органа и (или) обстоятельства, подлежащие установлению таможенным органом являются предметом рассмотрения суда
  • подача жалобы лицом, права, свободы или законные интересы которого обжалуемым решением, действием (бездействием) не были затронуты;
  • отсутствие предмета обжалования (т.е. когда факт принятия решения таможенным органом либо совершения им действия (бездействия) не подтвердился);
  • несоблюдение заявителем требований к форме и содержанию жалобы (в этом случае возможна повторная подача жалобы);
  • непредставление заявителем документов, подтверждающих полномочия лица, подавшего жалобу (в этом случае возможна повторная подача жалобы).

Решение об отказе в рассмотрении жалобы должно быть принято не позднее пяти рабочих дней после дня ее поступления или документов, свидетельствующих о наличии указанных оснований. Такое решение может быть обжаловано в суд.

Заявитель не вправе обратиться повторно с такой же жалобой, за исключением случаев несоблюдения требований к форме и содержанию жалобы и к подтверждению полномочий представителя, после устранения таких нарушений.

Жалоба рассматривается вышестоящим таможенным органом в течение одного месяца со дня ее поступления в этот таможенный орган. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Жалоба, поданная не через таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуются, рассматривается вышестоящим таможенным органом в течение двух месяцев со дня ее поступления. Указанный срок также может быть продлен, но не более чем на один месяц.

О продлении срока рассмотрения жалобы заявитель уведомляется письменно по почте заказным письмом не позднее трех рабочих дней со дня принятия решения.

По результатам рассмотрения жалобы таможенный орган принимает одно из следующих решений:

  • о признании правомерными обжалуемого решения, действия (бездействия) и отказе в удовлетворении жалобы;
  • о признании неправомерным обжалуемого решения, действия (бездействия) и об удовлетворении жалобы полностью или частично.

Копия решения, принятого по результатам рассмотрения жалобы, направляется заявителю по почте заказным письмом в течение трех рабочих дней после дня принятия решения.

В случае удовлетворения жалобы полностью или частично таможенный орган:

  • отменяет полностью или частично принятое таможенным органом решение;
  • отменяет принятое таможенным органом решение и обязывает этот таможенный орган принять новое решение и (или) меры, направленные на устранение допущенных нарушений;
  • признает действие (бездействие) таможенного органа неправомерным и обязывает принять меры, направленные на устранение допущенных нарушений.

Например, если таможенный орган удовлетворил жалобу заявителя по факту вынесения решения о взыскании таможенных пошлин, налогов, таможенный орган, принявший такое решение должен вернуть суммы взысканных таможенных платежей и отменить ранее принятое решение о их взыскании.

Решение таможенного органа по жалобе может быть обжаловано в вышестоящий таможенный орган и (или) суд.

Заявитель в любой момент может отозвать жалобу до принятия решения по существу, отзыв жалобы препятствует повторной подаче жалобы о том же предмете.

Дополнительный материал по теме в разделе Таможенное право

Видео по теме:Обжалование решений таможни

+7 920 717 69 98 (whatsapp, viber)    /   e-mail: 79207176998@ya.ru