Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений (Найробийская конвенция)

  1. Общая характеристика Найробийской конвенции

Контрабанда и другие таможенные преступления относятся к преступлениям международного характера. Борьба с контрабандой невозможна без тесного сотрудничества между государствами. Для этого 9 июня 1977 г. на сессии Совета таможенного сотрудничества в Найроби (Кения) была принята Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений. Найробийская конвенция вступила в силу 21 мая 1980 г., через три месяца после того, как пять государств (Иордания, Малави, Малайзия, Пакистан, Марокко) подписали ее в установленном порядке. В настоящее время участниками Конвенции является 51 государство.

Акт присоединения Российской Федерации к указанной международной Конвенции с принятием Приложения X (Помощь в борьбе с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ) был получен Секретариатом Всемирной Таможенной Организации 13 декабря 1994 года.

Найробийская конвенция вступила в силу для Российской Федерации с 13 марта 1995 года.

Найробийская конвенция состоит из преамбулы и 6 глав, включающих 23 статьи. К ней принято 11 приложений, относящихся к конкретной области сотрудничества в борьбе с контрабандой и иными нарушениями таможенных правил. Каждое приложение к Конвенции является самостоятельным международно-правовым договором. В настоящее время наибольшее число государств — участников Конвенции (43 государства, в том числе и Российская Федерация) заявили о принятии в качестве обязательных для себя положений, содержащихся в приложении X «Помощь в борьбе с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ».

Найробийская конвенция определяет, что государства – участники Конвенции должны оказывать друг другу взаимное содействие. Статья 3 устанавливает общие положения об оказании содействия; ст. 5 определяет целевой характер использования информации и документов, полученных в ходе взаимного содействия; ст. 6 устанавливает, что взаимосвязь государств – участников Конвенции осуществляется непосредственно между таможенными службами. При этом таможенные службы должны назначить подразделения или официальных лиц, ответственных за такую связь.

  1. Сотрудничество в рамках Найробийской конвенции

Найробийская конвенция устанавливает ограничения и условия для оказания содействия:

  • использование материалов содействия только для целей Конвенции, включая использование в судебных и административных разбирательствах;
  • использование результатов содействия при условии соблюдения ограничений, установленных таможенной службой, их предоставившей;
  • использование материалов содействия в иных целях только с письменного разрешения предоставившей их таможенной службы и в соответствии с ограничениями, установленными этой службой.

К условиям оказания содействия относятся:

  • письменная форма запроса об оказании содействия;
  • приемлемый язык запроса (запросы об оказании содействия и приложенные к ним документы, составленные на английском или французском языках, или с приложенным переводом на эти языки принимаются в любых случаях);
  • все расходы, возникающие в связи с привлечением экспертов и свидетелей, оплачиваются запрашивающим государством.

Согласно ст. 12 Найробийской конвенции Совет ВТАО несет ответственность за применение и совершенствование Конвенции. В этих целях Постоянный технический комитет под руководством Совета и в соответствии с любыми его указаниями выполняет следующие функции:

  • представляет Совету предложения о поправках к настоящей Конвенции, которые он может счесть необходимыми;
  • дает заключения по толкованию положений Конвенции;
  • поддерживает отношения с другими заинтересованными международными организациями, в частности с компетентными органами ООН, с ЮНЕСКО и с Международной организацией уголовной полиции (Интерпол) по вопросам борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ и борьбы с незаконным оборотом произведений искусства, антиквариата и других культурных ценностей;
  • предпринимает любые действия, которые могли бы способствовать продвижению основных целей Конвенции, в частности, изучает новые методы и процедуры, облегчающие предотвращение, расследование и пресечение таможенных правонарушений, проводит совещания и т.д.;
  • выполняет такие задачи, которые Совет может поставить в связи с положениями Конвенции.

Под формами сотрудничества в области борьбы с таможенными правонарушениями следует понимать определенно выраженное взаимодействие таможенных органов государств, призванное обеспечить рациональное и эффективное выполнение таможенными органами их задач и функций в правоохранительной сфере.

Формы сотрудничества государств по Конвенции:

  • обмен информацией между таможенными службами по их собственной инициативе;
  • помощь по запросу, относящаяся к наблюдению;
  • расследования по запросу;
  • действия таможенных служащих одного государства – участника Конвенции на территории другого государства – участника Конвенции.

Рассмотрим их подробнее.

Обмен информацией между таможенными службами по их собственной инициативе.

Таможенные службы взаимодействующих государств по своей собственной инициативе и без задержки передают другим таможенным службам, которые могут быть прямо заинтересованы, любую имеющуюся информацию, касающуюся:

  • действий, которые являются или предполагается, что они являются контрабандой наркотиков или психотропных веществ, или которые могут ей способствовать;
  • лиц, о которых известно, что они занимаются контрабандой наркотиков или психотропных веществ, лиц, подозреваемых в участии в таких действиях, а также автотранспортных средств, судов, самолетов и других средств транспорта, используемых или подозреваемых в использовании при таких действиях;
  • новых способов или методов контрабанды наркотических средств или психотропных веществ;
  • веществ, впервые разработанных или впервые использующихся как наркотические средства или психотропные вещества, и представляющих собой предмет контрабанды.

Помощь по запросу, относящаяся к наблюдению.

По запросу таможенной службы одного государства, таможенная служба другого государства, в рамках своей компетенции и своих возможностей, ведет специальное наблюдение на протяжении конкретного периода:

  • за передвижениями, особенно за въездом на и выездом со своей территории конкретных лиц, на достаточных основаниях подозреваемых в профессиональном или обычном участии в контрабанде наркотических средств и психотропных веществ на территории запрашивающего государства;
  • перемещениями наркотических средств и психотропных веществ, которые, по сообщению таможенной службы запрашивающего государства, вызывают существенный незаконный оборот, направленный на территорию этого государства или с его территории;
  • конкретными местами, где накоплены запасы наркотических средств и психотропных веществ, что дает основание предполагать, что они должны быть использованы для незаконного импорта на территорию запрашивающего государства;
  • конкретными автотранспортными средствами, судами, самолетами и другими средствами транспорта, которые на достаточных основаниях подозреваются в использовании для контрабанды наркотических средств и психотропных веществ на территорию запрашивающего государства, и передает доклад об этом наблюдении таможенной службе запрашивающего государства.

Расследования по запросу.

По запросу таможенной службы одного государства – участника Конвенции, таможенная служба другого договаривающегося государства при соблюдении законов и правил, действующих на территории последнего, производит расследования, чтобы получить доказательства, касающиеся любой контрабанды наркотических средств и психотропных веществ, расследуемой на территории запрашивающего государства, и берет показания у любых лиц, разыскиваемых в связи с этой контрабандой, или у свидетелей и экспертов и передает результаты расследования, а также любые документы или другие доказательства таможенной службе запрашивающего государства.

Действия таможенных служащих одного государства на территории другого государства.

Там, где недостаточно показаний, предоставляемых только в виде письменного показания, по запросу таможенной службы одного государства таможенная служба другой государства в меру своих возможностей выделяет своих служащих для дачи показаний в суде или трибунале на территории запрашивающего государства в качестве свидетелей или экспертов по вопросу контрабанды наркотических средств или психотропных веществ. В запросе о выступлении в суде, в частности указывается, в связи с каким делом и в каком качестве предполагается заслушать данного служащего. Таможенная служба государства, удовлетворяющая просьбу, давая санкцию на выступление в суде, указывает пределы, которые должны соблюдаться ее служащими при даче показаний.

По письменному запросу таможенной службы одного государства таможенная служба другого государства разрешает служащим запрашивающей службы присутствовать на территории запрашиваемого государства в связи с расследованиями или официальным докладом о контрабанде наркотических средств и психотропных веществ.

Там, где оба сотрудничающих государства считают уместным, и в рамках законов и правил, действующих на их территориях, служащие таможенной службы одного государства участвуют по запросу другого государства в расследованиях, проводимых на территории этого другого государства.

Таможенные службы государств – участников Конвенции передают Генеральному секретарю Совета ВТАО указанную ниже информацию в той степени, в какой эта информация представляет международный интерес.

Генеральный секретарь Совета создает и постоянно обновляет центральную справочную картотеку информации, передаваемой ему государствами – участниками Конвенции, и использует информацию из этой картотеки для подготовки кратких обзоров и исследований о новых и повторяющихся тенденциях в контрабанде наркотических средств и психотропных веществ. Он периодически обновляет картотеку, чтобы ликвидировать информацию, которая, с его точки зрения, перестала представлять практическую ценность или устарела.

Таможенные службы государств предоставляют по просьбе Генерального секретаря Совета и в соответствии с положениями Конвенции такую дополнительную информацию, которая может потребоваться для составления кратких обзоров и исследований.

Генеральный секретарь Совета распространяет среди служб и официальных лиц, названных таможенными службами государств – участников Конвенции, конкретную информацию, содержащуюся в центральной картотеке, а также краткие обзоры и исследования.

Генеральный секретарь Совета также распространяет, если договаривающаяся сторона, предоставляющая информацию, не возражает против этого, среди служб и официальных лиц, названных другими членами Совета, среди компетентных органов ООН и Интерпола и других международных организаций, с которыми заключены соглашения по этому вопросу, любую информацию, касающуюся контрабанды наркотических средств и психотропных веществ, содержащуюся в центральной картотеке, в той степени, в которой он считает необходимым, а также любые краткие обзоры или исследования, которые он может подготовить по данному предмету.

Генеральный секретарь Совета обеспечивает по запросу любого государства – участника Конвенции любой другой информацией, имеющейся в его распоряжении.

Генеральным секретарем ведется центральная справочная картотека, содержащая информацию правоохранительного характера и касающаяся соответствующих лиц, участвующих в контрабанде наркотиков и психотропных веществ, методов ее совершения, транспортных средств, используемых в контрабанде.

 
Дополнительный материал по теме в разделе Таможенное право

+7 920 717 69 98 (whatsapp, viber)    /   e-mail: 79207176998@ya.ru