Международные договоры, регулирующие таможенные правоотношения

  1. Международные таможенные договоры: общая характеристика

Международные таможенные договоры служат основой для развития международного таможенного сотрудничества между странами по различным аспектам осуществления таможенного дела.

К основным таким международным договорам относятся:

  • Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено в Киото 18.05.1973) – основная цель: обеспечение благоприятных условий для развития международной торговли посредством унификации таможенных процедур и практики, а также поощрения международного сотрудничества;
  • Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) (Заключена в г. Женеве 14.11.1975) – основная цель: создание системы транспортировки грузов, упрощающей процедуры оформления грузов при пересечении им границ. Для этого предусмотрено использование Книжки МДП (Carnet TIR), которая представляет собой международный таможенный документ и подтверждает то, что в отношении перевозимых по процедуре МДП товаров существует гарантия Международного союза автомобильного транспорта (МСАТ);
  • Таможенная конвенция о карнете A.T.A. для временного ввоза товаров (Конвенция A.T.A.) (заключена в Брюсселе 06.12.1961) – основная цель: упрощение порядка перемещения через таможенную границу и последующего оформления в процедуре временного ввоза профессионального оборудования, товаров, ввозимых для демонстрации на выставках, ярмарках, конференциях и других подобных товаров. Для этого используется специальный документ Карнет АТА, который представляет собой единый международный таможенный документ, заменяющий таможенные декларации и позволяющий осуществлять упрощенное и ускоренное таможенное оформление временного ввоза товаров;
  • Международная Конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (Заключена в Брюсселе 14.06.1983) — основная цель: упрощение процедур торговли и обмена информацией путем гармонизации описаний, классификации и кодирования товаров во внешней торговле. Гармонизированная система используется для формирования таможенных тарифов и сбора статистических данных о внешней торговле;
  • Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений (Заключена в г. Найроби 09.06.1977) — основная цель: определяет основные положения, касающиеся организации взаимодействия и сотрудничества таможенных органов в правоохранительной сфере;
  • Конвенция о временном ввозе (Стамбул, 26 июня 1990 г.) — основная цель: облегчить процедуру временного ввоза товаров путем упрощения и гармонизации его правил с введением стандартизированных международных документов о временном ввозе, содержащих также международную гарантию уплаты таможенных пошлин и сборов.

Приведенные международные таможенные договоры применяются большинством стран мира, а их положения  инкорпорированы в национальное таможенное законодательство.

  1. Общая характеристика Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция)

Конвенция заключена в г. Киото в 1973 г. (вступила в силу в 1974 г.). Новая редакция Конвенции одобрена Всемирной таможенной организацией в г. Брюсселе в 1999 г. (вступила в силу 3 февраля 2006 г.).

Основой всех положений Киотской конвенции определена необходимость упрощения таможенных процедур в целях ускорения внешнеторгового товарооборота, содействия торговле и снятия необоснованных административных барьеров. При этом Конвенция содержит и ряд вполне конкретных предписаний, указывающих на то, в каких формах государство в лице таможенной службы должно строить свои отношения с бизнес-сообществом.

Конвенция устанавливает основные принципы совершения таможенных операций и применения таможенных процедур, к ним относятся:

  • выполнение программ, преследующих цель непрерывного совершенствования таможенных процедур и практики и, тем самым, повышения их эффективности и действенности;
  • применение таможенных процедур и практики предсказуемым, последовательным и транспарентным образом;
  • предоставление заинтересованным сторонам всей необходимой информации, касающейся таможенных законов, нормативных актов, административных рекомендаций, процедур и практики;
  • применение современных методов, таких как контроль на основе управления рисками и методов аудита, и максимальное практическое использование информационных технологий;
  • взаимодействие во всех надлежащих случаях с другими государственными органами власти, другими таможенными администрациями и торговыми сообществами;
  • выполнение соответствующих международных стандартов;
  • предоставление сторонам, которых это касается, беспрепятственного доступа к обзорам административной и судебной практики.

Конвенция включает три части:

  • текст Конвенции (в измененной редакции);
  • Генеральное приложение;
  • Специальные приложения.

Положения Конвенции сформулированы не в виде норм прямого действия, а в виде принципов, на основе которых государства, подписавшие Конвенцию, должны выработать конкретные правила регулирования тех или иных процедур, что позволит найти баланс между ускорением и упрощением таможенных формальностей как мерой содействия внешнеторговой деятельности и обеспечением предсказуемости и безопасности внешнеэкономической деятельности, т.е. достичь баланса интересов участников ВЭД и таможенных органов.

3 ноября 2010 г. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев подписал Федеральный закон № 279-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года». При этом Российская Федерация присоединилась к Конвенции только в объеме Генерального приложения.

Генеральное приложение — свод положений, подлежащих применению ко всем таможенным правилам и процедурам. Состоит из 10 глав, принятие Генерального приложения является обязательным для присоединения к Конвенции.

Структура Генерального приложения:

Глава 1 Общие положения

Глава 2 Определения

Глава 3 Очистка и другие таможенные формальности

Глава 4 Пошлины и налоги

А. Начисление, взимание и уплата пошлин и налогов

В. Отсрочка уплаты пошлин и налогов

С. Возврат пошлин и налогов

Глава 5 Гарантии

Глава 6 Таможенный контроль

Глава 7 Применение информационных технологий

Глава 8 Взаимоотношения между таможенной службой и третьими сторонами

Глава 9 Информация, решения и предписания таможенной службы

А. Информация общего характера

В. Информация по конкретным вопросам

С. Решения и предписания

Глава 10 Жалобы по таможенным вопросам

А. Право на обжалование

В. Форма жалобы и основания для ее подачи

С. Рассмотрение жалобы

Как  видно из данного перечня Генеральное приложение содержит правила, относящиеся к организации таможенного дела в целом.

Сопоставление положений Генерального приложения и ТК ЕАЭС показывает, что все принципы, изложенные в Генеральном приложении, в большей или меньшей степени нашли отражение в ТК ЕАЭС, включены в него полностью или частично.

Специальное приложение — свод положений, подлежащих применению к одному или нескольким таможенным правилам и процедурам. 10 специальных приложений, подразделяющихся на отдельные главы. Принятие Специальных приложений не является обязательным для присоединения к Конвенции.

В отличие от Генерального приложения, принятие Специальных приложений не является для Договаривающейся стороны обязательным. Сторона может принять любое из специальных приложений или его отдельную главу либо главы.

Структура Специального приложения:

СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ А

ПРИБЫТИЕ ТОВАРОВ НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ

Глава 1 Формальности, предшествующие подаче декларации на товары

Глава 2 Временное хранение товаров 

СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ В

ИМПОРТ

Глава 1 Очистка для внутреннего потребления

Глава 2 Реимпорт в неизменном состоянии

Глава 3 Освобождение от импортных пошлин и налогов

СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ С

ЭКСПОРТ

Глава 1 Полный экспорт

СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ D

ТАМОЖЕННЫЕ СКЛАДЫ И СВОБОДНЫЕ ЗОНЫ

Глава 1 Таможенные склады

Глава 2 Свободные зоны

СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ Е

ТРАНЗИТ

Глава 1 Таможенный транзит

Глава 2 Перегрузка

Глава 3 Каботажная перевозка товаров

СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ F

ПЕРЕРАБОТКА

Глава 1 Переработка на таможенной территории

Глава 2 Переработка вне таможенной территории

Глава 3 Возврат 

Глава 4 Переработка товаров для внутреннего потребления

СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ G

ВРЕМЕННЫЙ ДОПУСК

Глава 1 Временный допуск

СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ H

ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Глава 1 Таможенные правонарушения

СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ J

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ

Глава 1 Пассажиры 

Глава 2 Почтовые перевозки

Глава 3 Транспортные средства коммерческого пользования

Глава 4 Припасы

Глава 5 Поставки помощи

СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ К

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТОВАРОВ

Глава 1 Правила происхождения

Глава 2 Документальное подтверждение происхождения

Глава 3 Проверка документального подтверждения происхождения

Также Конвенцией установлена обязанность таможенных служб стран устанавливать и поддерживать официальные отношения консультативного характера с участниками внешней торговли в целях развития сотрудничества и содействия их участию во внедрении наиболее эффективных методов работы, согласующихся с национальным законодательством и международными договорами.

Дополнительный материал по теме в разделе Таможенное право

+7 920 717 69 98 (whatsapp, viber)    /   e-mail: 79207176998@ya.ru