Международные договоры и конвенции о временном ввозе

  1. Международные договоры, регламентирующие таможенную процедуру временного ввоза

Временный ввоз товаров является одной из самых распространенных таможенных процедур, в связи с чем мировое сообщество решило максимально облегчить и упростить таможенную процедуру временного ввоза товаров, результатом этого стали принятые конвенции о временном ввозе.

Определение временного ввоза согласно Киотской конвенции: «Временный допуск означает таможенную процедуру, под которой определенные товары могут быть доставлены на таможенную территорию с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты импортных пошлин и налогов; такие товары должны импортироваться для определенной цели и должны предназначаться для реэкспорта в течение установленного срока, не претерпев никаких изменений, за исключением обычного износа в результате их использования».

В рамках деятельности Всемирной таможенной организации (ВТамО) сначала были разработаны таможенные конвенции, регламентирующие временный ввоз по отдельным категориям товаров, например, Европейская конвенция о таможенном режиме поддонов, используемых в международных перевозках, Женева, 9 декабря 1960 г.; Таможенная конвенция о временном ввозе упаковок, Брюссель, 6 октября 1960 г. и др. В дальнейшем возникла потребность в кодификации вышеуказанных конвенций в одну универсальную конвенцию для более эффективного международно-правового регулирования этой процедуры и сближения на ее основе правовых систем государств в этой сфере.

К важнейшим международным договорам, регламентирующим процедуру временного ввоза, относятся:

Также имеются международные договоры, действие которых было прекращено в связи с вступлением в силу Стамбульской конвенции о временном ввозе. К ним, в частности, относятся:

  • Таможенная конвенция о книжке АТА для временного ввоза грузов, Брюссель, 6 декабря 1961 г. — в отношениях между договаривающимися Сторонами, принявшими Приложение А и являющимися Сторонами Конвенции о временном ввозе.
  • Таможенная конвенция о временном ввозе профессионального оборудования от 8 июня 1961 г.
  • Таможенная конвенция, касающаяся льгот, предоставляемых при ввозе товаров, экспонируемых или используемых на выставках, ярмарках, конгрессах или других подобных мероприятиях, Брюссель, 8 июня 1961 г.
  • Европейская конвенция о таможенном режиме поддонов, используемых в международных перевозках, Женева, 9 декабря 1960 г.
  • Таможенная конвенция о временном ввозе упаковок, Брюссель, 6 октября 1960 г.
  • Таможенная конвенция, касающаяся контейнеров, 1972 г., Женева, 2 декабря 1972 г.
  • Международной конвенции об упрощении ввоза коммерческих образцов и рекламных материалов, Женева, 7 ноября 1952 г.
  • Таможенную конвенцию об оборудовании для улучшения досуга моряков, Брюссель, 1 декабря 1964 г.
  • Таможенную конвенцию о временном ввозе научного оборудования, Брюссель, 11 июня 1968 г.
  • Таможенную конвенцию о временном ввозе педагогического материала, Брюссель, 8 июня 1970 г.
  • Соглашению о ввозе материалов образовательного, научного или культурного характера, ЮНЕСКО, Нью-Йорк, 22 ноября 1950 г.
  • Таможенная конвенция о временном ввозе частных дорожных перевозочных средств, Нью-Йорк, 4 июня 1954 г.
  • Таможенная конвенция, касающаяся временного ввоза дорожных перевозочных средств, служащих для коммерческих целей, Женева, 18 мая 1956 г.
  • Таможенная конвенция, касающаяся временного ввоза частных прогулочных катеров и летательных аппаратов, Женева, 18 мая 1956 г.

С учетом рекомендаций Международной торговой палаты 6 декабря 1961 г. была принята Таможенная Конвенция о карнете А.Т.А. для временного ввоза товаров (Конвенция А.Т.А.).

Сокращение «A.T.A.» представляет собой комбинацию аббревиатур французских слов «admission temporaire» и английских слов «temporary admission» («временный ввоз»). Для того, чтобы облегчить ссылки на Конвенцию, ее официальным кратким названием является «Конвенция A.T.A.».

Основной ее целью является принятие единого порядка временного беспошлинного ввоза товаров, пользующихся значительными преимуществами в международной коммерческой и культурной сферах деятельности, предусматривающего достижение более высокой степени гармонизации и унификации в таможенных системах Договаривающихся сторон.

Вышеуказанная Конвенция предусматривает применение государствами-участниками карнета АТА – единого международного таможенного документа, заменяющего таможенные декларации и позволяющего осуществлять упрощенное и ускоренное таможенное оформление временного ввоза товаров.

Карнет АТА позволяет участникам ВЭД минимизировать время таможенного оформления товаров и сократить расходы, связанные с уплатой таможенных платежей и таможенным оформлением.

С 2012 года в России стало возможным использование карнета АТА в качестве таможенной декларации для временно вывозимых товаров.

В систему АТА входит 75 стран:

  • страны австралийского континента: Австралия, Новая Зеландия;
  • европейские государства: Австрия, Германия, Польша, Беларусь, все страны Балтии, Ирландия, Великобритания, Исландия, Болгария, Голландия, Португалия, Франция, Венгрия, Дания, Норвегия, Люксембург, Италия, Сербия, Румыния, Андорра, Испания, Словакия, Хорватия, Финляндия, Черногория, Македония, Чехия, Словения, Швейцария, Мальта, Швеция, Израиль, Цейлон;
  • страны Азии: Индия, Кипр, КНДР, Китай, Малайзия, Пакистан, Иран, Япония, Таиланд, Ливан, Сингапур, Российская Федерация (является участницей с 1995 г.);
  • африканские государства: Алжир, Египет, Кот-Д’Ивуар, Лесото, Маврикий, Сенегал, Марокко, Тунис, ЮАР;
  • Северная Америка: Куба, Канада, Мексика, США.

В России функции выдающей и гарантирующей карнеты АТА ассоциации выполняет Торгово-промышленная палата Российской Федерации, что связанно со сложившейся международной практикой, согласно которой ассоциациями — гарантами функционирования системы АТА в странах-участницах таможенных конвенций выступают, как правило, национальные торговые палаты, образующие международную гарантирующую сеть АТА Всемирной Федерации Палат (ВФП).

Товары, в отношении которых может применяться система карнетов АТА:

  • профессиональное кинематографическое оборудование и оборудование прессы, радио и телевидения, включая дополнительные принадлежности;
  • оборудование для монтажа, испытаний, запуска, контроля, проверки, технического обслуживания или ремонта оборудования или транспортных средств и т.д.;
  • оборудование, необходимое для деловых целей (например, персональные компьютеры, аудио-/ видеоустройства);
  • медицинские приборы и инструменты;
  • оборудование, необходимое для поездок с целью осуществления фотосъемок (фотоаппараты любых типов, кассеты, экспонометры, объективы, треноги, аккумуляторы, приводные ремни, устройства для зарядки батарей, мониторы, осветительное оборудование и т. п.);
  • товары, предназначенные для показа или использования на выставках, ярмарках, конгрессах или других подобных мероприятиях;
  • контейнеры и другая многооборотная тара.

Преимущества использования карнетов АТА:

  • заменяет таможенную декларацию и освобождает декларанта от необходимости подачи электронной декларации;
  • обеспечивает ускоренное таможенное оформление, которое сводится к тому, что сотрудник таможни делает специальные отметки на соответствующих листах карнета АТА;
  • освобождает декларанта от уплаты таможенных платежей, в т.ч. сборов за таможенные операции, обеспечения уплаты таможенных платежей;
  • является международной финансовой гарантией уплаты таможенных платежей (гарантом выступает Торгово-промышленная палата России);
  • дает возможность посещать до 10 стран в течение всего срока действия документа (одного года);
  • помогает преодолеть языковой барьер, поскольку отпадает необходимость заполнения таможенных документов на незнакомом языке;
  • позволяет использовать один тип документа на протяжении всего маршрута, независимо от количества пересекаемых границ (при условии, что страны по пути следования являются участницами Конвенции о временном ввозе).

Карнет АТА необходимо предъявлять таможенному органу каждый раз при ввозе, вывозе или транспортировке товаров по территории страны. Карнет состоит из обложки и отрывных листов (ваучеров) для использования при въезде и выезде из каждой страны – участницы Конвенции. На обложке указаны имя владельца, адрес, целевое назначение товара, список стран, на территории которых может быть использован карнет, и срок его действия.

Книжка карнета АТА составляется из листков разного цвета в зависимости от количества операций и стран (но не более 10 операций по временному ввозу).

Карнет ATA содержит два основных типа листов — отрывные листы и неотрывные корешки. Они имеют разные цвета, которые варьируются в зависимости от типа таможенной операции:

  • зеленые – обложка карнета АТА;
  • желтые – для операций вывоза с территории страны и обратного ввоза;
  • белые – для ввоза на территорию иностранного государства и обратного вывоза;
  • синие – для транзита товаров.

Конвенции о временном ввозе: листы карнета АТА

Составление карнета АТА определяется маршрутом и характером операции. При этом собирается вместе и выдается такое количество листков различного вида, которое необходимо декларанту. Карнет АТА заполняется на английском или, по указанию Торгово-промышленной палаты России, на другом языке страны, куда временно ввозится товар с применением карнета АТА.

Не все российские таможенные органы уполномочены принимать карнеты АТА. Перечень таких таможенных органов определен приказом Минфина России от 11.12.2019 № 223н «Об установлении компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций с товарами, перемещаемыми с применением карнетов АТА, в том числе полномочий таможенных органов по регистрации таможенных деклараций».

Карнет АТА предъявляется вместе с временно ввозимыми товарами в таможенный орган, расположенный в месте прибытия на территорию России. Если пограничный таможенный орган уполномочен принимать карнеты АТА, то на отрывном листе (ваучере) белого цвета («Importation counterfoil») карнета АТА сотрудник таможенного органа поставит свою подпись. Это означает, что товары прошли таможенное оформление и могут быть доставлены в пункт назначения.

Если пограничные таможенные органы не уполномочены принимать карнеты АТА, то отрывной лист (ваучер) голубого цвета («Transit counterfoil») карнета АТА вместе с транспортными и коммерческими документами используется в качестве транзитной декларации. В этом случае таможенный орган отрывает лист голубого цвета и возвращает карнет лицу. После этого товары могут быть доставлены в соответствующий внутренний таможенный орган, которому представляется отрывной лист (ваучер) белого цвета («Importation counterfoil») для завершения оформления ввоза товаров с применением карнета АТА.

После завершения использования временно ввезенных товаров в соответствии с заявленными целями, необходимо оформить их для вывоза с применением карнета АТА При вывозе таможенное оформление может производиться в любом таможенном органе, уполномоченном принимать карнеты АТА.

  1. Международная конвенция о временном ввозе 1990 г. как кодифицированный акт в международном таможенном праве

Практика применения карнетов АТА в течение нескольких десятков лет выявила необходимость дальнейшего совершенствования международно-правовых норм, унифицирующих и гармонизирующих правовые системы государств относительно процедуры временного ввоза. С развитием внешнеэкономических связей государств, а также в условиях нарастания процессов глобализации, возникла проблема разработки и принятия нового международно-правового акта кодифицированного характера, который объединил бы в себе все ранее принятые международные конвенции по временному ввозу и актуализировал международно-правовые нормы, касающиеся данной таможенной процедуры.

В результате работ, проведенных Постоянным техническим комитетом ВТамО, в 1990 г. была разработана и принята в г. Стамбуле Конвенция о временном ввозе, заменившая собой ранее существовавшие пятнадцать международных соглашений, с инкорпорированием в нее текста Конвенции о карнете АТА 1961 г.

Конвенция о временном ввозе 1990 г. (Стамбульская конвенция), объединив ранее принятые международно-правовые соглашения в сфере временного ввоза, способствовала унификации и гармонизации национальных таможенных норм государств-участников Конвенции. По сути она представляет собой единый кодифицирующий международно-правовой акт о временном ввозе товаров.

Цель принятия конвенции – облегчить процедуру временного ввоза товаров путем упрощения и гармонизации его правил с введением стандартизированных международных документов о временном ввозе, содержащих также международную гарантию уплаты таможенных пошлин и сборов.

В Стамбульской конвенции под временным ввозом понимается таможенный режим, позволяющий ввозить на таможенную территорию с условным освобождением от уплаты ввозных пошлин и сборов и без применения импортных запрещений или ограничений экономического характера некоторые товары (включая транспортные средства), ввозимые с определенной целью и вывозимые в определенный срок без каких-либо изменений, за исключением обычного обесценения в результате их использования.

Каждое государство-участник конвенции обязуется разрешать временный ввоз товаров, указанных в приложениях, на условиях конвенции.

Стамбульская конвенция включает в себя основной текст и 13 Приложений, каждое из которых представляет собой упрощенную процедуру временного ввоза для конкретного вида товара.

Стамбульская конвенция о временном ввозе в отличие от Конвенции о карнете АТА 1961 г. предусмотрела два вида международных таможенных документов по временному ввозу:

  • книжка АТА – документ о временном ввозе, используемые для временного ввоза грузов, за исключением транспортных средств;
  • книжка CPD – документ о временном ввозе, используемый для временного ввоза транспортных средств.

Карнет CPD («де Пассаж» — фр. Carnet de Passages en Douane) представляет собой также специальный паспорт (карточку) на автотранспортные средства для подтверждения целей и правомерности их перемещения через таможенные границы других странах в некоторых случаях международных перевозок. Он предназначен для осуществления таможенного контроля при временном ввозе и вывозе автотранспорта без уплаты таможенных сборов или внесения залоговой суммы на таможенной территории стран, требующих его предъявления. Кроме того, наличие у транспортных перевозчиков карнета CPD гарантирует таможенным органам других стран исключение возможности продажи автотранспортных средств в период их временного пребывания на чужой таможенной территории.

Карнет CPD работает в рамках двух организаций: Международного Туристского Альянса (МТА) и Международной Автомобильной Федерации (ФИА).

В странах где используется система CPD для временного ввоза, гарантирующая ассоциация обязуется выплачивать таможенные пошлины и налоги властям той страны, в которую данное транспортное средство ввозится, в случае, если данное транспортное средство не было вывезено из страны пребывания в предписанные сроки под покрытием книжки CPD. Книжка CPD означает, что данное транспортное средство покрывается международной гарантией. Книжки CPD, которые обычно используется в течение одного года, могут быть использованы в разных странах, где используется данная система или в тех странах, где эта книжка может упросить процедуру въезда в страну транспортного средства. Срок пребывания транспортного средства определяется властями той страны, в которую въезжает транспортное средство.

Условием подписания конвенции является обязательное присоединение государства-участника к Приложению А, в котором утверждаются документы временного ввоза – карнеты АТА и СРD – и по крайней мере еще к одному из тринадцати Приложений. Возможность выбора того или иного Приложения Стамбульской конвенции позволяет государствам, присоединяющимся к этому международному договору, варьировать свои международно-правовые обязательства.

Стамбульская конвенция охватывает широкий круг товаров, в отношении которых применяются ее положения. Это:

  • грузы, включая транспортные средства (ПриложениеА.1);
  • товары, предназначенные для показа или использования на выставках, ярмарках, конгрессах или других подобных мероприятиях (Приложение В.1); (торговая, промышленная, сельскохозяйственная выставка или выставка народных промыслов, ярмарка, салон или подобное мероприятие;
  • профессиональное оборудование, например, представителей прессы, радио, кино, телевидения и др. (Приложение В.2);
  • контейнеры, поддоны, упаковки, образцы и другие грузы, ввозимые в рамках торговых операций (Приложение В.3);
  • грузы, ввезенные в рамках производственной операции (Приложение В.4);
  • товары, ввезенные с учебной, научной или культурной целью (Приложение В.5);
  • личные вещи путешественников и грузы, ввезенные в спортивных целях (Приложение В.6);
  • оборудование для рекламы в области туризма (Приложение В.7);
  • товары, ввезенные в рамках пограничных перевозок (Приложение В.8);
  • товары, ввезенные с целью оказания гуманитарной помощи (Приложение В.9);
  • приложение, касающееся транспортных средств (Приложение С);
  • приложение, касающееся животных (Приложение D);
  • приложение, касающееся товаров, ввезенных с частичным освобождением от уплаты ввозных пошлин и сборов (Приложение Е).

Все вышеуказанные категории товаров пропускаются через таможенные границы государств-участников Стамбульской конвенции без уплаты ввозных пошлин и сборов при условии предъявления в качестве гарантии документа о временном ввозе, выданного в соответствии с предусмотренными в каждом Приложении правилами и в течение обусловленного каждым Приложением срока вывоза.

Россия применяет упрощенную процедуру таможенного оформления и таможенного контроля для временного ввоза тех категорий товаров, которые регулируются приложениями Конвенции о временном ввозе, к которым она присоединилась, а именно:

  • Приложение А. «О документах временного ввоза (карнеты АТА и карнеты CPD)»;
  • Приложение B.1 «О товарах для демонстрации или использования на выставках, ярмарках, конференциях или подобных мероприятиях»;
  • Приложение B.2 «О профессиональном оборудовании»;
  • Приложение B.3 «О контейнерах, поддонах, упаковках, образцах и других товарах, ввезенных в связи с коммерческой операцией»;
  • Приложение B.5 «О товарах, ввезенных для образовательных, научных или культурных целей.

Условия временного ввоза включают в себя следующие положения:

  • временный ввоз разрешается при полном условном освобождении от уплаты ввозных пошлин и сборов и без применения запретов и ограничений экономического характера на импорт;
  • при помещении товаров под процедуру временного ввоза государства принимают единые международные документы временного ввоза (карнет АТА и карнет СРD) вместо национальных таможенных деклараций;
  • временный ввоз может быть обусловлен предоставлением гарантии уплаты ввозных таможенных пошлин, которые уплачиваются в случае нарушения правил временного ввоза (например, продажи товаров, из невывоза);
  • карнет АТА является также международно-правовой гарантией уплаты ввозных таможенных пошлин и сборов;
  • государства могут обусловить временный ввоз товаров возможностью их идентификации по окончании временного ввоза;
  • срок временного ввоза определяется отдельно каждым приложением конвенции, но стороны могут устанавливать более поздние сроки;
  • временный ввоз может быть завершен вывозом товаров или помещением их под иную таможенную процедуру.

Стамбульская конвенция зафиксировала важное положение о том, что с момента вступления в силу какого-либо ее Приложения оно отменяет и заменяет ранее принятые по данным вопросам конвенции в отношениях между государствами-участниками Конвенции, принявшими это Приложение и являющимися Договаривающимися сторонами этих конвенций.

Практически в каждом Приложении Стамбульской конвенции заложена идея постепенного вытеснения многочисленных ранее принятых конвенций единым кодифицированным актом о временном ввозе. В частности, Приложение В.2 о профессиональном оборудовании призвано заменить аналогичную по объекту регулирования Конвенцию 1961 г., Приложение В.5 о товарах, ввезенных с учебной, научной или культурной целью, заменяет четыре подобных конвенции.

Конвенция о карнете АТА и Стамбульская конвенция вступили в силу для России 18 июля 1996 г. Присоединение России к этим конвенциям, хотя последняя отменяет и заменяет первую, объясняется тем, что Конвенцию о карнете АТА используют при временном ввозе и транзите более 70 стран, включая основных торговых партнеров России. К Стамбульской конвенции о временном ввозе присоединилось пока гораздо меньше стран. Поэтому, чтобы использовать возможности и преимущества таможенных процедур временного ввоза и транзита с большим числом стран, было решено присоединиться к обеим конвенциям.

Дополнительный материал по теме в разделе Таможенное право

+7 920 717 69 98 (whatsapp, viber)    /   e-mail: 79207176998@ya.ru