Книжка МДП (Carnet TIR)

  1. Правовая основа применения книжки МДП

Книжка МДП (Carnet TIR) – это международный документ таможенного транзита, дающий право перевозить грузы через границы государств в опломбированных таможней грузовых отделениях автотранспортных средств или контейнерах. Книжка МДП подтверждает наличие гарантии уплаты таможенных пошлин и налогов, что значительно упрощает процесс пересечения товарами таможенной границы, так как исключает необходимость выполнения национальных процедур предоставления гарантий (в странах Союза это обеспечение уплаты таможенных платежей или таможенное сопровождение).

Аббревиатура TIR расшифровывается как Transport international routier (фр.) и в переводе на русский язык означает Международные Дорожные Перевозки, или сокращенно МДП.

Правовую основу применения книжки МДП составляет Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП 1975 г.), которая была разработана под эгидой Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН).

Российская Федерация является полноправным членом Конвенции МДП 1975 г. Однако из-за разногласий с ЕЭК ООН с 2013 года действие книжек МДП на территории России серьезно ограничено.

Работа над созданием международной транзитной системы началась под эгидой ЕЭК ООН вскоре после окончания Второй мировой войны. В 1949 г. несколько европейских государств подписали первое Соглашение о международных дорожных перевозках (МДП). Это региональное Соглашение оказалось успешным, и в 1959 г. Комитетом по внутреннему транспорту ЕЭК ООН была подготовлена первая редакция Конвенции МДП, вступившей в силу в 1960 г. В 1975 г. Конвенция МДП была доработана с учетом накопленного в процессе её использования опыта, технических достижений, изменений таможенных и транспортных правил. Одной из причин доработки Конвенции послужило появление в начале 60-х годов новых видов транспортного оборудования: контейнеров для морских перевозок, чуть позднее — контейнеров для комбинированных перевозок автомобильным и железнодорожным видами транспорта, предназначенных для повышения их эффективности.

Конвенция МДП была окончательно принята в 1975 году и вступила в действие в 1978 г.

С тех пор в Конвенцию МДП двадцать семь раз вносились изменения и дополнения, в том числе в целях внедрение в систему МДП современных электронных технологий обработки данных.

Конвенция МДП включает следующие основные элементы:

  • грузы должны перевозиться в безопасных (с точки зрения таможни) транспортных средствах или контейнерах. В связи с этим требованием все автомобили, перевозящие грузы в соответствии с Конвенцией МДП проходят обязательные проверки и технические осмотры. При этом устанавливает, что контейнеры или грузовые отделения транспортных средств, должны быть сконструированы таким образом, чтобы исключить возможность доступа к содержимому запломбированной части транспортного средства или контейнера без оставления видимых следов вскрытия грузового отделения транспортного средства, контейнера или повреждения таможенных печатей и пломб.
  • уплата таможенных пошлин и налогов, в отношении которых существует риск неуплаты, должна быть обеспечена международной гарантией;
  • грузы должны сопровождаться признанным всеми государствами — участниками Конвенции таможенным документом (книжка МДП), служащим документом контроля в государствах отправления, транзита и назначения;
  • меры таможенного контроля, принимаемые в государстве отправления, должны признаваться всеми странами транзита и назначения;
  • грузовые отделения транспортного средства должны быть опечатаны или опломбированы;
  • доступ к процедуре МДП для национальных объединений (разрешение на выдачу книжек МДП) и физических и юридических лиц (разрешение на использование книжек МДП) должен контролироваться уполномоченными национальными органами.

За внедрение, функционирование и развитие системы МДП отвечает Международный Союз Автомобильного Транспорта (МСАТ) (англ. The International Road Transport Union (IRU)) со штаб-квартирой в Женеве. МСАТ действует через свои региональные представительства. В Российской Федерации – это Ассоциация Международных автомобильных перевозчиков (АСМАП).

  1. Книжка МДП: структура и порядок применения

Книжка МДП (Carnet TIR) представляет собой сброшюрованные листы в обложке, на которых указана подробная информация о товарной партии и все данные о перевозчике и маршруте перевозки.

Каждая книжка МДП представляет собой блокнот большого (нестандартного) формата и состоит из:

обложки темно-желтого цвета

Книжка МДП: обложка

желтого грузового манифеста (не используется для таможенных целей)

Книжка МДП: грузовой манифест

набора парных белых и зеленых отрывных листов и корешков, содержащих описание груза и таможенных наложений (пломб)

Книжка МДП: белый лист

Книжка МДП: зеленый лист

протокола о происшествии, который заполняется в случае повреждения в пути пломб или груза

Книжка МДП: протокол о происшествии

задней стороны обложки с отрывной частью

Обложка задняя часть

Книжка МДП имеет собственный уникальный номер, который состоит из двух латинских букв и семи цифр, а также срок действия, в течение которого она может быть использована.

В настоящее время книжки МДП в основном содержат 6 и 14 отрывных листов, для перевозки товаров через территорию не более 3 или 7 государств (включая страну отправления и назначения). На каждую перевозку одним транспортным средством выдается одна книжка МДП.

Листы сформированы парами: белый и зелёный. Белый лист оформляется при открытии МДП (въезде в страну), а зелёный лист при закрытии МДП (выезде из страны). По ходу маршрута листы книжки отрываются сотрудниками таможни на границах и проставляются специальные отметки на оставшихся в книжке корешках.

На одну таможенную зону уходит одна пара листов: на открытие и закрытие МДП. Выехать из таможенной зоны (страны) с открытым МДП невозможно. Он всегда открывается и закрывается в пределах одной таможенной зоны (страны).

Следовательно, на каждую таможенную зону (страну) приходится четное количество отрывных листов.

При этом вне зависимости от количества листов в книжке МДП таможен назначения (то есть таможен, в которых будет осуществляться выгрузка (частичная выгрузка) товара) может быть не больше трех. Для таких таможен в книжке МДП предусмотрено всего 4 графы, включая таможню отправления.

В 2013 году при ввозе товаров действие книжек МДП в России было практически приостановлено, т.е. по книжке МДП можно доехать только до первого российской таможенного органа, на котором процедура МДП будет закрыта. Для дальнейшей перевозки груза необходимо будет предоставить обеспечение уплаты таможенных платежей.

При этом в других странах Союза книжки МДП принимаются, как и раньше, без ограничений. То есть, если груз въедет на таможенную территорию Союза через Белоруссию, то книжка МДП будет открыта, но как только он прибудет в первый российский таможенный орган, книжка МДП будет закрыта и дальше груз может проследовать по национальной процедуре доставки.

В настоящее время предел гарантии по книжке МДП равняется 60 000 евро, а с 1 июля 2016-го года — 100 000 евро для стран, которые подписали соответствующее дополнительное соглашение. В настоящее время такие дополнительные соглашения подписали уже более 30 государств.

Это означает, что гарантийное объединение (в России это АСМАП), выдавшее книжку МДП, обеспечивает уплату таможенных платежей на сумму до 60 000 или 100 000 евро. Однако если сумма таможенных платежей будет выше этой гарантии необходимо предоставить дополнительное обеспечение или воспользоваться таможенным сопровождением.

Книжка МДП является документом строгой отчетности и должна быть возвращена в АСМАП. Передача или перепродажа книжки МДП другому перевозчику запрещена и влечет за собой применение строгих санкций.

Для информирования государственных контролирующих органов о применении при перевозке книжки МДП на транспортное средство крепится синяя табличка с надписью TIR.

Табличка тир

Для целей проверки статуса каждой книжки МДП в режиме реального времени применяется система контроля за использованием книжек МДП — SafeTIR.

Основными ее задачами являются:

  • обеспечение подтверждения о прекращении перевозки МДП;
  • облегчение проверки книжки МДП, в частности таможенного штампа на последнем корешке;
  • управление рисками в системе МДП путем электронного отслеживания местонахождения книжки МДП;
  • обеспечение быстрого и эффективного инструмента по выявлению потенциальных нарушений и предотвращение их повторения;
  • упрощаются внутренние процедуры расследования нарушений по каждой конкретной книжке МДП.

Информация о прекращении перевозки МДП передается национальными таможенными органами в МСАТ. После этого, данные становятся доступными для всех участников системы МДП: таможенных органов, выдающей и гарантирующей ассоциации, страховщиков, транспортных операторов.

SafeTIR позволяет таможенным органам проверять статус каждой книжки МДП до принятия этой книжки в оформление.

 
Дополнительный материал по теме разделе Таможенное право

+7 920 717 69 98 (whatsapp, viber)    /   e-mail: 79207176998@ya.ru