Экспортный контроль — комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного законодательством порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении:
Основными целями экспортного контроля являются:
Экспортный контроль проводится на основе следующих принципов:
Списки (перечни) контролируемых товаров и технологий утверждаются указами Президента Российской Федерации. В настоящее время действует шесть таких списков:
Внешнеэкономические сделки, предусматривающие передачу контролируемых товаров и технологий иностранному лицу, должны совершаться при наличии письменного обязательства иностранного лица о том, что указанные товары и технологии не будут использоваться в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки.
При этом российским лицам запрещается заключать, совершать внешнеэкономические сделки с контролируемыми товарами и технологиями или участвовать в них любым иным образом в случае, если таким лицам достоверно известно, что они будут использованы иностранным государством или иностранным лицом для целей создания оружия массового поражения и средств его доставки либо для подготовки и (или) совершения террористических актов.
Кроме того, в соответствии со ст.20 Федерального закона от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» российские участники ВЭД обязаны получить разрешение межведомственного координационного органа по экспортному контролю (таким органом является — Комиссия по экспортному контролю) на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), не подпадающими под действие указанный списков, в случаях, если российские участники ВЭД имеют основания полагать, что эти товары, информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности (права на них) могут быть использованы для создания оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники или приобретаются в интересах лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в террористической деятельности, либо если российские участники ВЭД информированы в письменной форме об этом ФСТЭК России.
К методам экспортного контроля относятся:
Разберем каждый метод подробнее.
Идентификация может проводится организациями, получившими специальное разрешение на осуществление деятельности по идентификации контролируемых товаров и технологий.
Результаты идентификации контролируемых товаров и технологий отражаются в идентификационном заключении.
ФСТЭК России выдает следующие виды лицензий на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями:
Основанием для выдачи разовой лицензии является заключение государственной экспертизы внешнеэкономической сделки, проводимой ФСТЭК России.
В отношении иностранных государств, придерживающихся в своей внутренней и внешней политике общепризнанных принципов и норм международного права в области нераспространения оружия массового поражения и средств его доставки, соблюдающих требования международных режимов экспортного контроля и (или) участвующих в региональной интеграции совместно с Российской Федерацией, может устанавливаться режим безлицензионного экспорта отдельных видов контролируемых товаров.
Такой безлицензионный экспорт отдельных видов контролируемых товаров вправе осуществлять только российские юридические лица, включенные в реестр российских участников ВЭД, которым разрешено осуществлять такой экспорт.
Также существуют иные разрешительные документы:
Получение такого разрешения необходимо в случаях:
Идентификационные заключения должны выдаваться со сроком действия не менее одного года без указания контракта (договора), на основании которого совершается внешнеэкономическая операция, при условии, что поставка таких товаров осуществляется в страну, на которую не распространяются санкции Совета Безопасности ООН или действие специальных экономических мер, установленных Президентом Российской Федерации, а также на территории которой не происходит вооруженный конфликт, и в адрес одного и того же иностранного получателя, в отношении которого отсутствует информация о его причастности к военным программам.
Идентификационная экспертиза осуществляется в тех случаях, когда экспортируемые товары и технологии по своему общетехническому наименованию, техническим и эксплуатационным характеристикам:
Российские участники ВЭД вправе поручить проведение идентификации контролируемых товаров организации, получившей специальное разрешение на осуществление деятельности по идентификации контролируемых товаров и технологий.
В случае, если таможенный орган требует предоставить подтверждение о неотнесении продукции к продукции военного назначения, российский участник ВЭД обязан получить заключение ФСВТС России.
Такие проверки проводятся в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля при наличии оснований полагать, что указанное законодательство не соблюдается или соблюдается не в полной мере.
Для этого ФСТЭК России вправе назначать и проводить плановые и внеплановые проверки российских участников внешнеэкономической деятельности, осуществляющих внешнеэкономические операции с контролируемыми товарами и технологиями.
Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации совместно с АО «Российский экспортный центр» были сформулированы следующие проблемы при проведении экспортного контроля:
Относительно длительные сроки подготовки разрешительных документов (30–45 дней) в некоторых случаях могут привести к отказу от сделки со стороны клиента.
Кроме того, для ускорения получения лицензии экспортеры вынуждены использовать услуги посредников, что ведет к увеличению стоимости экспортной сделки.
Например, в Сингапуре нормативный срок выдачи лицензии составляет 5 дней, в Канаде — 10 дней, в Австралии — 15 дней, в Германии — 30 дней.
На ряд продукции, которая широко доступна на мировых рынках (например, продукцию нефтехимической отрасли или медицинские препараты) экспортеры вынуждены получать разрешение на экспорт, что увеличивает сроки и стоимость поставки, а, следовательно, снижает их конкурентоспособность.
В этой связи можно ввести уведомительный порядок экспорта отдельных видов контролируемой продукции, который бы не предусматривал необходимость получения разрешений, а предполагал только информирование соответствующих контролирующих органов, в том числе ФСТЭК России. Частично данный порядок реализован в рамках режима безлицензионного экспорта.
Такая неосведомленность приводит к ошибкам при самостоятельной подготовке документации и отказу в выдаче разрешительных документов со стороны ФСТЭК России.
Кроме того, неопределенность для экспортеров в вопросе необходимости получать разрешение на экспорт приводит к росту числа обращений в ФСТЭК России, что в свою очередь приводит к увеличению среднего срока рассмотрения.
Одним из способов решения данной проблемы может стать повышение квалификации или обучение действующих сотрудников компаний-экспортеров, занимающихся ВЭД.
Так, в Германии, Канаде и Сингапуре существует единая электронная платформа. Кроме того, на веб-сайтах соответствующих ведомств представлены руководства, тренинги и брошюры по процедуре экспортного контроля.
Отсутствие актуальной информации у участников ВЭД, подавших заявку на получение разрешительных документов, влечет невозможность своевременно принять необходимые меры по исправлению или дополнению требующихся документов. В связи с этим сроки выдачи разрешений могут увеличиваться, т. к. компании вынуждены ожидать обратной связи от ФСТЭК России.
При совершении сделок с продукцией, технические характеристики которой не меняются, компаниям приходится подавать один и тот же комплект документов для получения одних и тех же разрешительных документов. В связи с этим компании вынуждены нести дополнительные стоимостные и временные издержки при совершении экспортных сделок с одной и той же продукцией.
В то же время малые и средние предприятия не соответствуют условиям получения генеральных лицензий или не имеют возможности обеспечить соответствие требованиям, в том числе по наличию отдельных сертифицированных специалистов.
Облегчить процедуру получения экспортной лицензии может обучение или повышение квалификации действующих сотрудников компаний-экспортеров в том числе в рамках учебных центров экспортного контроля.
Кроме того, целесообразно рассмотреть возможность увеличения срока действия разрешительных документов и/или многократного продления разрешений.
Главная » Учебные материалы » Запреты и ограничения внешнеторговой деятельности » Экспортный контроль