Основы применения мер защиты внутреннего рынка

  1. Правовые основы применения мер защиты внутреннего рынка

Для защиты экономических интересов производителей товаров могут вводиться меры защиты внутреннего рынка:

  • специальные защитные меры (в связи с возросшим импортом);
  • антидемпинговые меры (в связи с демпинговым импортом);
  • компенсационные меры (в связи с субсидируемым импортом).

Применение таких мер полностью соответствует нормам ВТО, так как государство не всегда может обеспечивать эффективную защиту своего внутреннего рынка, просто увеличивая размер ввозных таможенных пошлин, поскольку импортный тариф ее «связан» на уровне, определенном при присоединении этой страны к ВТО (выше зафиксированного уровня за некоторыми исключениями страна-член ВТО не имеют право повышать ставки таможенных пошлин). В этих условиях единственным эффективным инструментом обеспечения надлежащей защиты внутреннего рынка остаются меры защиты внутреннего рынка.

Необходимость введения мер защиты внутреннего рынка связана с противодействием недобросовестной конкуренции со стороны иностранных поставщиков (антидемпинговые и компенсационные меры) или резко возросшим импортом (специальные защитные меры).

Впервые законодательство, регулирующее применение антидемпинговых мер, появилось в Канаде в 1904 году. Вскоре после этого Австралия (1906) и США (1916) также начали применять антидемпинговые меры.

В 1947 году было подписано Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), в котором устанавливались общие правила применения мер защиты внутреннего рынка.

В настоящее время международно-правовую базу применения мер защиты внутреннего рынка составляют следующие положения ВТО:

  • Антидемпинговые меры:

а) статья VI ГАТТ;

б) Соглашение о применении статьи VI ГАТТ.

  • Компенсационные меры:

а) статьи VI и XVI ГАТТ;

б) Соглашение ВТО по субсидиям и компенсационным мерам.

  • Специальные защитные меры:

а) статья XIX ГАТТ;

б) Соглашение ВТО о защитных мерах;

в) Соглашение по сельскому хозяйству (применяется в отношении специальных защитных мер в отношении с/х товаров).

Нормы, содержащиеся в этих соглашениях, как правило, инкорпорированы в национальное законодательство стран-членов ВТО.

В ЕАЭС порядок применения мер защиты внутреннего рынка установлен ст. 48-50 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. и Протоколом о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам (Приложение №8 к Договору о ЕАЭС).

Таким образом меры защиты внутреннего рынка получили широкое распространение за счет достаточно подробно описанной в законах процедуре введения таких мер, активного использования этого инструмента в международной практике и его признания со стороны ВТО и возможности применения таких мер, в том числе к станам, с которыми образована зона свободной торговли (например, в рамках СНГ).

Антидемпинговые меры являются самыми распространенными и популярными в мировой торговле, в том числе в ЕАЭС (таблица 1).

Таблица 1 — Меры защиты внутреннего рынка, действующие в ЕАЭС

Меры защиты внутреннего рынка, действующие в ЕАЭС

Источник: сайт Евразийской экономической комиссии

При этом в отношении российских товаров в мире действует около 100 различного рода мер в таких странах, как ЕС, США, Индия, Китай, Австралия, Индонезия, Бразилия, ЮАР, Украина и т.д. В первую очередь, страдают такие ориентированные на экспорт отрасли, как металлургическая и химическая.

  1. Порядок проведения расследования

Введению специальной защитной, антидемпинговой или компенсационной меры при импорте товара предшествует расследование, проводимое в целях установления:

  • наличия возросшего импорта на таможенную территорию Союза и обусловленного этим серьезного ущерба отрасли экономики государств-членов или угрозы его причинения – для введения специальной защитной меры;
  • наличия демпингового или субсидируемого импорта на таможенную территорию Союза и обусловленного этим материального ущерба отрасли экономики государств-членов, или угрозы его причинения, или существенного замедления создания отрасли экономики государств-членов – для введения антидемпинговой или компенсационной меры.

Уполномоченным органом на проведение расследований является Департамент защиты внутреннего рынка Евразийской экономической комиссии.

Механизм установления мер включает 3 этапа.

  1. Подача заявления от имени национальных производителей товара.
  2. Проведение соответствующего расследования для установления:
  • наличия демпинга/специфической субсидии/резко возросшего импорта;
  • материального ущерба (или его угрозы), замедления создания отрасли национальной экономики/серьезного ущерба (или его угрозы);
  • причинно-следственной связи между демпингом/специфической субсидией/возросшим импортом и материальным ущербом (или его угрозой), замедлением создания отрасли/серьезным ущербом (или его угрозой).
  1. Установление мер (в случае наличия вышеперечисленных обстоятельств).

На первом этапе необходимо заявление, поданное в Департамент защиты внутреннего рынка. На основании данного заявления Департамент защиты внутреннего рынка проводит соответствующее расследование и готовит предложение о применении специальной защитной, антидемпинговой или компенсационной меры.

Причинами подачи заявления, например, могут быть:

  • существенное увеличение импортных поставок, и как следствие, потеря рынков сбыта и снижение доли национальных производителей на внутреннем рынке;
  • падение цен на национальном рынке вследствие демпинговой политики экспортеров третьих стран;
  • сокращение объема производства, реализации, снижение рентабельности производства;
  • отрицательное воздействие на занятость, производство, запасы, уровень заработной платы, инвестиции и другие факторы, вследствие недобросовестной конкуренции экспортеров третьих стран.

Заявление может подаваться производителем товара в ЕАЭС либо группой производителей или объединением производителей, если в число такого объединения входят производители существенной доли, но не менее 25 % от общего объема производства рассматриваемого товара в Союзе.

Кроме того, к заявлению должны быть приложены доказательства поддержки заявления другими производителями (письма, в котором они выражают свое согласие с предлагаемым введением специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер).

Департамент защиты внутреннего рынка рассматривает заявление в течение 30 календарных дней с даты его регистрации, но в случае необходимости получения дополнительных сведений от заявителя такой срок может быть продлен, но во всех случаях он не может превышать 60 календарных дней.

По результатам рассмотрения заявления Департамент защиты внутреннего рынка может принять следующие решения:

  • начать процедуру соответствующего расследования (уведомление направляется в письменном виде заявителю и публикуется на официальном сайте ЕЭК в Интернет);
  • отклонить заявление в случае непредставления в заявлении необходимой информации либо в случае недостоверности представленной в заявлении информации (решение направляется заявителю в письменной форме с обоснованием причин отклонения);
  • отказать в проведении расследования в случае, если по результатам анализа информации, представленной в заявлении, сделан вывод об отсутствии оснований для проведения расследования (решение направляется заявителю в письменной форме с обоснованием причин отказа).

При проведении расследования Департамент защиты внутреннего рынка должен собрать объективную информацию о состоянии производителей рассматриваемого товара в ЕАЭС, факторах, влияющих на их экономические и финансовые показатели, а также о фактических показателях и условиях импорта аналогичного (непосредственно конкурирующего) товара на территорию Союза в целях подготовки заключения о наличии либо отсутствии оснований для применения мер защиты внутреннего рынка.

После начала расследования Департамент защиты внутреннего рынка в возможно короткий срок направляет уполномоченному органу экспортирующей третьей страны и известным ему экспортерам (если их количество незначительно) информацию о начале расследования.

В целях проведения расследования к заинтересованным лицам относятся:

  • производители рассматриваемого товара или объединение производителей на территории иностранного государства;
  • экспортеры рассматриваемого товара на территории иностранного государства;
  • производители рассматриваемого товара или объединение производителей в ЕАЭС;
  • импортеры рассматриваемого товара на территорию Союза;
  • уполномоченный орган экспортирующего иностранного государства, в отношении которого инициировано расследование;
  • потребители рассматриваемого товара в Союзе, использующие товар при производстве продукции;
  • общественные объединения потребителей, если рассматриваемый товар является предметом потребления преимущественно физических лиц.

У заинтересованных лиц есть право:

  • запрашивать проведение консультаций с Департаментом защиты внутреннего рынка.
  • защищать свои интересы (для этого обеспечивается возможность встречи заинтересованных лиц, чтобы они могли представить противоположные точки зрения и предложить опровержения).

В ходе расследований Департамент защиты внутреннего рынка вправе запрашивать необходимую ему для целей проведения расследования информацию у заинтересованных лиц и органов государственной власти (управления) государств-членов ЕАЭС.

Так Департамент защиты внутреннего рынка направляет известным ему экспортерам и (или) производителям товара, являющегося объектом расследования, перечень вопросов, на которые они должны ответить.

Перечень вопросов направляется также производителям аналогичного или непосредственно конкурирующего товара (в случае проведения специального защитного расследования) либо аналогичного товара (в случае проведения антидемпингового или компенсационного расследования) в государствах-членах.

В случае необходимости перечень вопросов может быть направлен также импортерам и потребителям товара, являющегося объектом расследования.

Уполномоченные органы государств-членов, дипломатические и торговые представительства государств-членов, представляют в Департамент защиты внутреннего рынка следующую информацию:

  • статистические данные о внешней торговле;
  • данные из деклараций на товары;
  • информацию о внутреннем рынке товара, являющегося объектом расследования;
  • информацию об оценке последствий возможного введения или невведения специальной защитной, антидемпинговой или компенсационной меры.

Срок проведения расследования не должен превышать:

  • 9 месяцев в отношении специальной защитной меры, и может быть продлен, но не более чем на 3 месяца;
  • 12 месяцев в отношении антидемпинговой или компенсационной меры, и может быть продлен, но не более чем на 6 месяца

По результатам расследования на основании предложений Департамента защиты внутреннего рынка Коллегией Евразийской экономической комиссии может быть принято решение о введении специальной защитной, антидемпинговой и компенсационной меры.

При этом специальная, антидемпинговая и компенсационная пошлины, установленные по результатам соответствующих расследований, взимаются вместе с ввозной таможенной пошлиной, а не заменяют ее.

Информация о проводимых и завершенных расследованиях публикуется на сайте Евразийской экономической комиссии (таблица 2).

Таблица 2 – Расследования, проводимые в ЕАЭС

Меры защиты внутреннего рынка: расследования, проводимые в ЕАЭС

Источник: сайт Евразийской экономической комиссии

 
Дополнительный материал по теме в разделе

+7 920 717 69 98 (whatsapp, viber)    /   e-mail: 79207176998@ya.ru