Применение тарифных преференций связано с уплатой ввозной таможенной пошлины.
Общая сумма предоставленных льгот по уплате таможенных платежей составила в 2019 году 439,41 млрд. рублей и увеличилась по сравнению с 2018 годом на 20,8% (в 2018 году – 363,9 млрд. рублей) (рисунок 1).
Рисунок 1 – Применение тарифных преференций: динамика льгот по уплате таможенных платежей в 2017-2019 годах, в миллиардах рублей
Составлено по данным: Таможенная служба Российской Федерации в 2019 г.
Основная доля льгот по уплате таможенных платежей, предоставленных в 2019 году, приходилась на льготы, предоставленные в отношении следующих категорий товаров:
Наблюдается положительная динамика поступления сумм ввозных таможенных пошлин в бюджет (рисунок 2).
Рисунок 2 – Применение тарифных преференций: динамика ввозных таможенных пошлин в 2017-2019 годах, в миллиардах рублей
Составлено по данным: Таможенная служба Российской Федерации в 2019 г.
Основные усилия таможенных органов при контроле предоставления тарифных преференций направлены на контроль происхождения товаров.
В 2019 году таможенными органами принято 9 952 решения о корректировке сведений о происхождении товаров, что в 3,4 раза больше по сравнению с 2018 годом (2 906 решений) (рисунок 3).
Рисунок 3 – Применение тарифных преференций: динамика решений о корректировке сведений о происхождении товаров в 2015 – 2019 годах
Составлено по данным: Таможенная служба Российской Федерации в 2019 г.
Дополнительно начислено таможенных платежей на основании решений таможенных органов о корректировке сведений о происхождении товаров на общую сумму 967 млн. рублей, что в 8 раз больше по сравнению с 2018 годом (118,9 млн. рублей) (рисунок 4).
Рисунок 4 – Применение тарифных преференций: динамика доначисленных таможенных платежей на основании решений о корректировке происхождения товаров в 2015 – 2019 годах, в миллионах рублей
Составлено по данным: Таможенная служба Российской Федерации в 2019 г.
В последние годы отмечается повышение результативности принятых решений о корректировке сведений о происхождении товаров (рисунок 5).
Рисунок 5 – Применение тарифных преференций: результативность принятых решений о корректировке сведений о происхождении товаров в 2015 – 2019 годах, в тысячах рублей
Составлено по данным: Таможенная служба Российской Федерации в 2019 г.
ФТС России продолжена работа по созданию и внедрению электронной системы верификации происхождения товаров, которая позволяет таможенным органам оперативно (в режиме онлайн) осуществлять проверку фактов выдачи сертификатов о происхождении товаров, а также проверку достоверности, содержащейся в них информации.
В целях обеспечения совместного эффективного сотрудничества с таможенными службами иностранных государств подготовлены проекты соглашений о взаимном применении электронной системы верификации происхождения товаров со следующими странами:
Бельгия, Испания, Китайская Народная Республика – в рамках сертификатов о происхождении товаров общей формы (непреференциальных сертификатов происхождения товаров);
Аргентина, Венесуэла, Египет, Индонезия, Иордания, Колумбия, Мадагаскар, Эфиопия, Нигерия, Парагвай, Перу, Сирия, Турция, Уругвай, Чили, Эквадор, Марокко – в рамках сертификатов о происхождении товаров формы «А».
Доработаны проекты соглашений о применении электронной системы верификации с Азербайджаном, Молдавией и Таджикистаном (в рамках сертификатов о происхождении товаров формы «СТ-1»).
Представители ФТС России в составе переговорных делегаций ЕАЭС принимали участие в разработке проектов правил определения происхождения товаров в рамках соглашений о свободной торговле между ЕАЭС и отдельными странами (Египет, Израиль, Индия). В 2019 году подписаны соглашения о свободной торговле с Сербией и Сингапуром, вступило в силу соглашение о свободной торговле между ЕАЭС и Ираном.
Предусмотрено включение в уже подписанные и вновь разрабатываемые соглашения нормы, позволяющей не требовать представления в таможенный орган при таможенном декларировании в электронной форме оригиналов сертификатов для целей предоставления тарифных преференций, а также иных механизмов, направленных на возможность осуществления таможенными органами эффективного контроля за обоснованностью предоставления тарифных преференций.
При непосредственном участии ФТС России подготовлены изменения в Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года.
В 2019 году вступили в силу Правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС (непреференциальные правила определения происхождения товаров), и Правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран.
Общая сумма тарифных преференций, предоставленных таможенными органами в 2019 году в отношении товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, а также стран, с которыми у Российской Федерации подписаны соглашения о свободной торговле, составила 29,1 млрд. рублей, что на 3,2% больше по сравнению с 2018 годом (28,2 млрд. рублей) (рисунок 6).
Рисунок 6 – Применение тарифных преференций: общая сумма тарифных преференций, предоставленных таможенными органами в 2015 — 2019 годах, в миллиардах рублей
Составлено по данным: Таможенная служба Российской Федерации в 2019 г.
При контроле обоснованности предоставления тарифного преференциального режима таможенными органами в 2019 году было отказано в предоставлении (восстановлении) тарифных преференций по 5 737 ДТ (рисунок 7) на общую сумму 733,8 млн. рублей (в 2018 году – по 5 747 ДТ на сумму 780,3 млн. рублей) (рисунок 8).
Рисунок 7 – Применение тарифных преференций: количество решений об отказе в предоставлении (восстановлении) тарифных преференций в 2015 — 2019 годах
Составлено по данным: Таможенная служба Российской Федерации в 2019 г.
Рисунок 8 – Применение тарифных преференций: общая сумма тарифных преференций, по которым было принято решение об отказе в их предоставлении в 2015 – 2019 годах, в миллионах рублей
Составлено по данным: Таможенная служба Российской Федерации в 2019 г.