Аналитика
Анализ контроля после выпуска товаров

Анализ контроля после выпуска товаров показал, что в 2019 году по направлению таможенного контроля после выпуска товаров были реализованы мероприятия, направленные на:

  • предотвращение незаконного ввоза и оборота товаров;
  • повышение эффективности проведения проверочных мероприятий в отношении лиц, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность;
  • автоматизацию процессов проверочной деятельности;
  • создание механизма прослеживаемости товаров;
  • создание и внедрение маркировки товаров средствами идентификации.

В 2019 году по результатам проверочной деятельности подразделений таможенного контроля после выпуска товаров (в том числе проведенной совместно с иными государственными органами) выявлен экономический ущерб, причиненный участниками ВЭД и реализаторами товаров на внутреннем рынке, на сумму 26,2 млрд. рублей (в 2018 году – 17,3 млрд. рублей). Нарушения выявлены в деятельности 1 652 лиц.

Выявленный в 2019 году ущерб, причиненный в результате нарушения лицами обязательных требований и норм законодательства (26,2 млрд руб.), включает (рисунок 1):

  • сумму доначисленных таможенных платежей, утилизационных сборов, пеней, наложенных штрафов в размере 17,2 млрд рублей (11,9 млрд рублей за 2018 год);
  • стоимость конфискованных товаров в размере 1,1 млрд рублей (за 2018 год – 0,1 млрд рублей);
  • иными государственными органами на основании материалов таможенных проверок доначислено платежей, наложено штрафов 7,9 млрд рублей (за 2018 год – 5,2 млрд рублей).

Анализ контроля после выпуска товаров: структура ущерба, выявленного по результатам таможенного контроля после выпуска в 2019 году

Рисунок 1 – Анализ контроля после выпуска товаров: структура ущерба, выявленного по результатам таможенного контроля после выпуска в 2019 году

Составлено по данным: Таможенная служба Российской Федерации в 2019 г.

По результатам проведенной работы в 2019 году доначислено таможенных платежей, утилизационных сборов, пеней и штрафов на сумму 17,2 млрд. рублей, что на 5,3 млрд. рублей больше чем в 2018 году (11,9 млрд. рублей) (рисунок 2).

Анализ контроля после выпуска товаров: динамика доначисления таможенных и иных платежей по результатам контроля после выпуска товаров в 2017 – 2019 годах, в миллиардах рублей

Рисунок 2 — Анализ контроля после выпуска товаров: динамика доначисления таможенных и иных платежей по результатам контроля после выпуска товаров в 2017 – 2019 годах, в миллиардах рублей

Составлено по данным: Таможенная служба Российской Федерации в 2019 г.

Средняя экономическая эффективность одной таможенной проверки почти в 2 раза превысила значение 2018 года и составила 7,7 млн. рублей. В 2018 году по результатам одной таможенной проверки в среднем доначислено 4,4 млн. рублей (на 89,2% больше по сравнению с 2017 годом), взыскано 2,4 млн. рублей (на 64,8% больше по сравнению с 2017 годом) (рисунок 3).

Анализ контроля после выпуска товаров: эффективность таможенного контроля после выпуска товаров в 2017-2019 годах, в миллионах рублей

Рисунок 3 — Анализ контроля после выпуска товаров: эффективность таможенного контроля после выпуска товаров в 2017-2019 годах, в миллионах рублей

Составлено по данным: Таможенная служба Российской Федерации в 2019 г.

Одновременно проведена работа по снижению административной нагрузки на бизнес –  количество таможенных проверок сократилось на 16,4% (с 2 735 проверок за 2018 год до 2 286 за 2019 год).

Увеличение значений показателей эффективности таможенного контроля было достигнуто благодаря комплексной работе, направленной на совершенствование СУР при выборе объектов контроля и сокращение количества проверок с низкой экономической эффективностью.

В настоящее время в таможенных органах вблизи российско-белорусского, российско-казахстанского, российско-грузинского и российско-азербайджанского участков государственной границы функционируют 35 мобильных групп, деятельность которых направлена на предотвращение ввоза в Российскую Федерацию запрещенных товаров.

В 2019 году по результатам работы мобильных групп при проверке ими 80,2 тыс. транспортных средств:

  • обнаружены нарушения в отношении 7,4 тыс. транспортных средств (в 2018 году – 5 тыс. транспортных средств);
  • предотвращен незаконный ввоз на территорию Российской Федерации 105,2 тыс. тонн запрещенных товаров, что в 1,5 раза превышает показатель 2018 года (71,9 тыс. тонн), в том числе 3,9 тыс. тонн санкционной сельскохозяйственной продукции;
  • в качестве принятых мер на территорию сопредельных государств возвращено 93,3 тыс. тонн товаров (в 2018 году – 64,1 тыс. тонн);
  • уничтожено 6,6 тыс. тонн товаров (в 2018 году – 4,6 тыс. тонн), задержано и изъято 5,3 тыс. тонн товаров (в 2018 году – 3,2 тыс. тонн);
  • в отношении перевозчиков возбуждено 1 334 дела об АП и 72 уголовных дела, что в 2 раза превышает аналогичные показатели 2018 года (745 дел об АП и 28 уголовных дел).

В 2019 году для обеспечения деятельности мобильных групп наряду с беспилотной авиацией Росгвардии начала применяться вертолетная техника ФТС России.

В 2019 году в части автоматизации процессов проверочной деятельности актуализирован информационный сервис «Таможенная проверка» Личного кабинета участника ВЭД, позволяющего таможенным органам и проверяемым лицам обмениваться в электронном виде документами и (или) сведениями в ходе и по результатам проведения таможенной проверки.

Данный информационный сервис обеспечивает возможность направления проверяемому лицу уведомлений о начале таможенной проверки, требований о представлении документов и (или) сведений, а также возможность ознакомления проверяемого лица с результатами проведенного таможенного контроля, подачи возражения на акт проверки, направления в таможенные органы отчетности в соответствии с установленными требованиями.

В 2019 году ФТС России принимала участие в реализации мероприятий по созданию национальной системы прослеживаемости товаров (далее – НСП), совершенствованию информационного взаимодействия таможенных и налоговых органов, в том числе в рамках реализации Плана мероприятий («дорожной карты») по созданию национальной системы прослеживаемости товаров, утвержденного приказом Минфина России от 19 июня 2018 г. № 1049.

Целью введения в Российской Федерации обязательной маркировки товаров является обеспечение противодействия незаконному ввозу, производству и обороту товаров, в том числе контрафактных, и, как следствие, сокращение объема теневого оборота товаров на рынке (так называемые «черная» и «серая» зоны) и повышение собираемости таможенных и налоговых платежей.

По направлению контроля за соблюдением требований законодательства об обязательной маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками в 2019 году таможенными органами проведено 351 проверочное мероприятие. Из незаконного оборота изъято более 930 кг товаров, конфисковано товаров на сумму более 1 млрд. рублей, возбуждено 74 дела об АП и 10 уголовных дел.

В 2019 году повысилась эффективность взаимодействия таможенных и налоговых органов при проведении проверочных и скоординированных контрольных мероприятий при одновременном снижении их количества.

В 2019 году во взаимодействии с налоговыми органами проведено 680 проверочных мероприятий (в 2018 году – 796 проверочных мероприятий) (рисунок 4).

Анализ контроля после выпуска товаров: количество проверок, проведенных во взаимодействии с налоговыми органами в 2017 – 2019 годах

Рисунок 4 – Анализ контроля после выпуска товаров: количество проверок, проведенных во взаимодействии с налоговыми органами в 2017 – 2019 годах

Составлено по данным: Таможенная служба Российской Федерации в 2019 г.

По результатам проверок, проведенных во взаимодействии с налоговыми органами (рисунок 5):

  • доначислено таможенных платежей, пеней и штрафов на сумму 10,53 млрд. рублей, что в 2,2 раза больше по сравнению с 2018 годом (в 2018 году – 4,73 млрд. рублей);
  • взыскано таможенных платежей, пеней и штрафов на сумму 6,23 млрд. рублей, что в 3 раза больше по сравнению с 2018 годом (в 2018 году – 2,01 млрд. рублей);
  • возбуждено 1807 дел об АП и 90 уголовных дел (в 2018 году – 1 131 дело об АП и 67 уголовных дел).

Анализ контроля после выпуска товаров: динамика доначисления и взыскания таможенных и иных платежей по результатам проверок, проведенных во взаимодействии с налоговыми органами в 2017 – 2019 годах, в миллиардах рублей

Рисунок 5 — Анализ контроля после выпуска товаров: динамика доначисления и взыскания таможенных и иных платежей по результатам проверок, проведенных во взаимодействии с налоговыми органами в 2017 – 2019 годах, в миллиардах рублей

Составлено по данным: Таможенная служба Российской Федерации в 2019 г.

Статистика показывает динамику снижения количества поведенных проверочных мероприятий при одновременном повышении их эффективности, при этом произошло снижение административной нагрузки на бизнес, количество таможенных проверок сократилось.

 
Дополнительный материал по теме в разделе

+7 920 717 69 98 (whatsapp, viber)    /   e-mail: 79207176998@ya.ru