Анализ контроля после выпуска товаров показал, что в 2019 году по направлению таможенного контроля после выпуска товаров были реализованы мероприятия, направленные на:
В 2019 году по результатам проверочной деятельности подразделений таможенного контроля после выпуска товаров (в том числе проведенной совместно с иными государственными органами) выявлен экономический ущерб, причиненный участниками ВЭД и реализаторами товаров на внутреннем рынке, на сумму 26,2 млрд. рублей (в 2018 году – 17,3 млрд. рублей). Нарушения выявлены в деятельности 1 652 лиц.
Выявленный в 2019 году ущерб, причиненный в результате нарушения лицами обязательных требований и норм законодательства (26,2 млрд руб.), включает (рисунок 1):
Рисунок 1 – Анализ контроля после выпуска товаров: структура ущерба, выявленного по результатам таможенного контроля после выпуска в 2019 году
Составлено по данным: Таможенная служба Российской Федерации в 2019 г.
По результатам проведенной работы в 2019 году доначислено таможенных платежей, утилизационных сборов, пеней и штрафов на сумму 17,2 млрд. рублей, что на 5,3 млрд. рублей больше чем в 2018 году (11,9 млрд. рублей) (рисунок 2).
Рисунок 2 — Анализ контроля после выпуска товаров: динамика доначисления таможенных и иных платежей по результатам контроля после выпуска товаров в 2017 – 2019 годах, в миллиардах рублей
Составлено по данным: Таможенная служба Российской Федерации в 2019 г.
Средняя экономическая эффективность одной таможенной проверки почти в 2 раза превысила значение 2018 года и составила 7,7 млн. рублей. В 2018 году по результатам одной таможенной проверки в среднем доначислено 4,4 млн. рублей (на 89,2% больше по сравнению с 2017 годом), взыскано 2,4 млн. рублей (на 64,8% больше по сравнению с 2017 годом) (рисунок 3).
Рисунок 3 — Анализ контроля после выпуска товаров: эффективность таможенного контроля после выпуска товаров в 2017-2019 годах, в миллионах рублей
Составлено по данным: Таможенная служба Российской Федерации в 2019 г.
Одновременно проведена работа по снижению административной нагрузки на бизнес – количество таможенных проверок сократилось на 16,4% (с 2 735 проверок за 2018 год до 2 286 за 2019 год).
Увеличение значений показателей эффективности таможенного контроля было достигнуто благодаря комплексной работе, направленной на совершенствование СУР при выборе объектов контроля и сокращение количества проверок с низкой экономической эффективностью.
В настоящее время в таможенных органах вблизи российско-белорусского, российско-казахстанского, российско-грузинского и российско-азербайджанского участков государственной границы функционируют 35 мобильных групп, деятельность которых направлена на предотвращение ввоза в Российскую Федерацию запрещенных товаров.
В 2019 году по результатам работы мобильных групп при проверке ими 80,2 тыс. транспортных средств:
В 2019 году для обеспечения деятельности мобильных групп наряду с беспилотной авиацией Росгвардии начала применяться вертолетная техника ФТС России.
В 2019 году в части автоматизации процессов проверочной деятельности актуализирован информационный сервис «Таможенная проверка» Личного кабинета участника ВЭД, позволяющего таможенным органам и проверяемым лицам обмениваться в электронном виде документами и (или) сведениями в ходе и по результатам проведения таможенной проверки.
Данный информационный сервис обеспечивает возможность направления проверяемому лицу уведомлений о начале таможенной проверки, требований о представлении документов и (или) сведений, а также возможность ознакомления проверяемого лица с результатами проведенного таможенного контроля, подачи возражения на акт проверки, направления в таможенные органы отчетности в соответствии с установленными требованиями.
В 2019 году ФТС России принимала участие в реализации мероприятий по созданию национальной системы прослеживаемости товаров (далее – НСП), совершенствованию информационного взаимодействия таможенных и налоговых органов, в том числе в рамках реализации Плана мероприятий («дорожной карты») по созданию национальной системы прослеживаемости товаров, утвержденного приказом Минфина России от 19 июня 2018 г. № 1049.
Целью введения в Российской Федерации обязательной маркировки товаров является обеспечение противодействия незаконному ввозу, производству и обороту товаров, в том числе контрафактных, и, как следствие, сокращение объема теневого оборота товаров на рынке (так называемые «черная» и «серая» зоны) и повышение собираемости таможенных и налоговых платежей.
По направлению контроля за соблюдением требований законодательства об обязательной маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками в 2019 году таможенными органами проведено 351 проверочное мероприятие. Из незаконного оборота изъято более 930 кг товаров, конфисковано товаров на сумму более 1 млрд. рублей, возбуждено 74 дела об АП и 10 уголовных дел.
В 2019 году повысилась эффективность взаимодействия таможенных и налоговых органов при проведении проверочных и скоординированных контрольных мероприятий при одновременном снижении их количества.
В 2019 году во взаимодействии с налоговыми органами проведено 680 проверочных мероприятий (в 2018 году – 796 проверочных мероприятий) (рисунок 4).
Рисунок 4 – Анализ контроля после выпуска товаров: количество проверок, проведенных во взаимодействии с налоговыми органами в 2017 – 2019 годах
Составлено по данным: Таможенная служба Российской Федерации в 2019 г.
По результатам проверок, проведенных во взаимодействии с налоговыми органами (рисунок 5):
Рисунок 5 — Анализ контроля после выпуска товаров: динамика доначисления и взыскания таможенных и иных платежей по результатам проверок, проведенных во взаимодействии с налоговыми органами в 2017 – 2019 годах, в миллиардах рублей
Составлено по данным: Таможенная служба Российской Федерации в 2019 г.
Статистика показывает динамику снижения количества поведенных проверочных мероприятий при одновременном повышении их эффективности, при этом произошло снижение административной нагрузки на бизнес, количество таможенных проверок сократилось.