Анализ вывозных таможенных пошлин показал, что они составляют значительную часть доходов федерального бюджета.
Вывозные таможенные пошлины относятся к неналоговым доходам федерального бюджета.
Основную часть неналоговых доходов составляют доходы от внешнеэкономической деятельности (61,3 %) (таблица 1).
Таблица 1 – Показатели поступления неналоговых доходов в федеральный бюджет в 2018-2023 годах, в миллионах рублей
Источник: официальный сайт Минфина РФ
Необходимо отметить, что наблюдается отрицательная динамика по поступлению доходов от внешнеэкономической деятельности в доход федерального бюджета, в связи с чем снижается и доля этих доходов в общей сумме доходов федерального бюджета с 61,3 % в 2019 г. до 46,4 % к 2022 году (таблица 2).
Таблица 2 – Динамика и прогноз поступления доходов от внешнеэкономической деятельности в 2019 – 2022 годах, в миллионах рублей
Источник: официальный сайт Минфина РФ
Основная часть доходов от внешнеэкономической деятельности формируется за счет взимания вывозных таможенных пошлин. В 2019 году поступление доходов от взимания вывозных таможенных пошлин составило 2 212 753,3 млн. рублей. По сравнению с 2016 годом объем указанных поступлений уменьшился на 812898,9 млн. рублей, вследствие снижения поступлений вывозных таможенных пошлин на все категории углеводородного сырья (таблица 3, рисунок 1).
Таблица 3 — Динамика и прогноз поступлений вывозных таможенных пошлин в 2019 – 2022 годах, в миллионах рублей
Источник: официальный сайт Минфина РФ
Рисунок 1 — Анализ вывозных таможенных пошлин: динамика и прогноз поступлений вывозных таможенных пошлин в 2019 – 2022 годах, в миллионах рублей
Составлено по данным: Таможенная служба Российской Федерации в 2019 г.
Основная сумма поступлений, от взимания вывозной таможенной пошлины приходится на вывозную таможенную пошлину на нефть сырую (48 %) (рисунок 2).
Рисунок 2 – Анализ вывозных таможенных пошлин: структура вывозных таможенных пошлин в 2019 г.
Составлено по данным: Таможенная служба Российской Федерации в 2019 г.
Поступление доходов от вывозных таможенных пошлин на нефть сырую в 2019 году составило 1 067 207,7 млн. рублей, что меньше чем в 2018 году, при этом согласно прогнозу, до 2022 года поступление вывозных таможенных пошлин на нефть сырую сократится (рисунок 3).
Рисунок 3 – Анализ вывозных таможенных пошлин: динамика поступления сумм вывозных таможенных пошлин на нефть сырую в 2018-2022 годах, в миллионах рублей
Составлено по данным: Таможенная служба Российской Федерации в 2019 г.
Прогнозируемые объемы нефти сырой, в том числе сверхвязкой, экспортируемой в страны дальнего зарубежья, отражены в соответствии с Прогнозом СЭР, ставки вывозной таможенной пошлины рассчитаны в соответствии с положениями подпункта 4 пункта 4 и подпункта 1 пункта 6 статьи 3.1 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе».
Поступление доходов от вывозных таможенных пошлин на газ природный в 2019 году составило 698 345,3 млн. рублей, при этом согласно прогнозу, до 2022 года поступление вывозных таможенных пошлин на газ природный увеличится к 2021 и 2022 годам (рисунок 4).
Рисунок 4 – Анализ вывозных таможенных пошлин: динамика поступления сумм вывозных таможенных пошлин на газ природный в 2018-2022 годах, в миллионах рублей
Составлено по данным: Таможенная служба Российской Федерации в 2019 г.
Основные показатели для формирования прогноза вывозных таможенных пошлин на газ природный, такие как налогооблагаемый объем газа природного, экспортируемого в страны дальнего зарубежья и страны СНГ, за пределы государств — участников соглашений о Таможенном союзе, цена на экспортируемый газ природный учитывается в расчете на основании данных прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.
Цена на газ природный, экспортируемый в страны дальнего зарубежья, отраженная в Прогнозе СЭР на 2020 год, составляет 199,0 доллара США за 1 тыс. куб. метров, в то время как в расчете к законопроекту учтена цена в размере 197,9 доллара США за 1 тыс. куб. метров.
Таким образом, принимая в расчете цену на газ природный, экспортируемый в страны дальнего зарубежья, в соответствии с прогнозом СЭР в размере 199,0 доллара США за 1 тыс. куб. метров, объем дополнительных доходов вывозной таможенной пошлины на газ природный составит в 2020 году более 3 400 млн. рублей.
Поступление доходов от вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти, составило 430 054,4 млн. рублей, что меньше уровня 2018 года, а к 2022 году доходов от вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти сократятся почти в 3 раза к уроню 2019 года (рисунок 5).
Рисунок 5 – Анализ вывозных таможенных пошлин: динамика поступления сумм вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти в 2018-2022 годах, в миллионах рублей
Составлено по данным: Таможенная служба Российской Федерации в 2019 г.
По итогам 2019 года сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, составила 5 729,1 млрд. рублей, что на 334,1 млрд. рублей или на 5,5% меньше по сравнению с 2018 годом, при этом вывозная таможенная пошлина составляет 40 % в общем объеме доходов, администрируемых таможенными органами (рисунок 6).
Рисунок 6 – Структура таможенных платежей в 2019 г.
Составлено по данным: Таможенная служба Российской Федерации в 2019 г.
Основными причинами снижения в 2019 году поступлений по вывозной таможенной пошлине на нефть сырую и товары, выработанные из нефти, являются:
Основными причинами снижения поступлений по вывозной таможенной пошлине на газ природный являются уменьшение цены газа природного, экспортируемого в страны дальнего зарубежья, на 20,3%, а также уменьшение физических налогооблагаемых объемов экспорта газа природного на 2,3%.