Решение о классификации товаров

  1. Предварительное решение о классификации товаров

Таможенным законодательство предусмотрена возможность предварительной классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД, для этого таможенные органы могут принимать решение о классификации товаров до их таможенного декларирования используя два механизма:

  • получение предварительного решения о классификации товаров;
  • получение решения о классификации товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде.

Порядок принятия предварительного решения о классификации товаров установлен ст. 23 ТК ЕАЭС и ст. 18 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Предварительное решение о классификации товара может понадобиться, когда у декларанта возникают сомнения в коде товара, особенно если у декларанта и таможенного органа имеются различия в подходах при классификации товара. Для того, чтобы избежать дополнительных расходов после ввоза товаров необходимо определиться с необходимостью получения классификационного решения еще на этапе планирования внешнеторговой сделки до ввоза товара.

Несогласие таможни с заявленным кодом может привести к дополнительным расходам для декларанта:

  • запрос дополнительных документов и сведений и как следствие увеличение сроков выпуска, что приводит к увеличению расходов на хранение и транспортировку товаров;
  • доначисление таможенных платежей;
  • привлечение к административной ответственности.

Привлекательность предварительных решений о классификации товаров заключается в том, что декларанты, зная код товара, могут заранее определиться с мерами таможенно-тарифного, нетарифного регулирования и защиты внутреннего рынка спланировать свою деятельность с учетом этих сведений, что существенно облегчает как саму внешнеэкономическую деятельность, так и декларирование.

Кроме того, на товарные партии с предварительными решениями или решениями о классификации не распространяются профили риска СУР, связанные с риском заявления неверной классификации. Это позволяет оформлять такие партии с применением технологий авторегистрации и автовыпуска.

Предварительное решение о классификации принимается в региональных таможенных управлениях на основании заявления и документов, представленных декларантом товаров. После принятия такого решения, при таможенном декларировании товаров сведения о кодах товаров указываются в соответствии с принятым решением.

Предварительное решение о классификации товаров применяется на территории государства-члена, таможенные органы которого приняли такое предварительное решение о классификации товаров, а при таможенном декларировании в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, — также на территориях иных государств-членов.

Предварительное решение о классификации товара принимается по каждому наименованию товара, включающему в себя определенную марку, модель, артикул и модификацию.

Решение о классификации товаров-пример

Заявление о принятии предварительного решения о классификации товара подается в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг или документа на бумажном носителе.

Обмен электронными документами и (или) сведениями в электронной форме осуществляется путем взаимодействия информационной системы таможенного органа и информационной системы заявителя с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг.

С заявлением о принятии предварительного решения должны представляться следующие документы и сведения:

  • документы, содержащие сведения о составе товара, если в ТН ВЭД ЕАЭС установлены требования по содержанию каких-либо веществ (элементов), материалов в товаре;
  • документы, содержащие сведения о процессах переработки и видах переработки товара, если классификационным признаком является вид обработки товара или степень обработки товара;
  • документы, содержащие сведения о технических характеристиках товара и принципе действия, если классификационным признаком является вес, размер, мощность, производительность, иные технические характеристики товара (техническая документация, чертежи, блок-схемы, технический паспорт, инструкция по эксплуатации, технологические схемы, руководство пользователя, иные документы, содержащие сведения о технических характеристиках товара и принципе действия);
  • документ (доверенность), подтверждающий полномочия лица, если заявление о принятии предварительного решения и документы к нему подписаны уполномоченным лицом;
  • сведения об уплате государственной пошлины в размере 5000 руб. за принятие одного предварительного решения.

При необходимости представляются пробы и (или) образцы товара, фотографии, рисунки, чертежи, паспорта изделий и другие документы, необходимые для принятия предварительного решения о классификации товара.

В рассмотрении заявления о принятии предварительного решения о классификации товара уполномоченный таможенный орган отказывает в случае:

  • если заявление и документы, прилагаемые к нему, представленные на бумажном носителе, подписаны неуполномоченным лицом;
  • если заявление и документы, прилагаемые к нему, не соответствуют установленным требованиям;
  • если заявителем не произведена уплата государственной пошлины.

Решение об отказе принимается в течение двадцати календарных дней со дня регистрации такого заявления и направляется заявителю.

После устранения причин отказа возможна повторная подача заявления.

В случае, если представленные заявителем документы и сведения не позволяют определить код товара, таможенный орган уведомляет заявителя в течение двадцати календарных дней со дня регистрации заявления о необходимости представления дополнительной информации.

На представление дополнительной информации отводится 60 календарных дней.

В принятии предварительного решения таможенный орган отказывает в случае:

  • если заявителю ранее выдано предварительное решение на тот же товар, за исключением случая, если до истечения срока такого решения осталось менее 60 дней;
  • если дополнительная информация, запрошенная уполномоченным таможенным органом не представлена в установленный срок или представлена не в полном объеме;
  • если в заявлении, документах, прилагаемых к нему, и представленной дополнительной информации, запрошенной уполномоченным таможенным органом, содержится противоречивая информация.

Решение об отказе в принятии предварительного решения принимается в течение двадцати календарных дней и направляется заявителю.

Предварительное решение о классификации товара принимается в течение 60 календарных дней со дня регистрации заявления. В случае необходимости представления дополнительной информации указанный срок приостанавливается и возобновляется со дня поступления дополнительной информации.

Предварительное решение о классификации товара действует в течение пяти лет со дня его принятия.

Таможенный орган принимает решение о внесении изменений в принятое им предварительное решение о классификации товара в случае выявления таможенным органом или заявителем ошибок, которые допущены при принятии этого предварительного решения и которые не влияют на сведения о коде товара.

Решение о внесении изменений в предварительное решение о классификации товара вступает в силу со дня принятия такого предварительного решения.

Решение о прекращении действия предварительного решения о классификации товара принимается в следующих случаях:

  • таможенным органом установлено, что заявитель для принятия этого решения представил документы, содержащие недостоверные и (или) неполные сведения, подложные документы либо недостоверные и (или) неполные сведения – в этом случае решение о прекращении действия предварительного решения вступает в силу со дня принятия такого предварительного решения;
  • таможенным органом выявлены ошибки, которые допущены при принятии этого предварительного решения и которые влияют на сведения о коде товара– в этом случае решение о прекращении действия предварительного решения вступает в силу со дня принятия решения о прекращении действия предварительного решения.

Решение об отзыве предварительного решения о классификации товара принимается в следующих случаях:

  • в ТН ВЭД внесены изменения, влияющие на классификацию товара;
  • Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) принято решение о классификации отдельных видов товаров, влекущее изменение классификации товара;
  • таможенными органами приняты решения или даны разъяснения о классификации отдельных видов товаров, влекущие изменение классификации товара;
  • Всемирной таможенной организацией приняты решения о классификации товаров, применяемые государствами-членами.

Решение о внесении изменений в предварительное решение о классификации товара, решение о прекращении действия предварительного решения, решение об отзыве предварительного решения направляются заявителю с указанием причин принятия таких решений.

Сборник предварительных решений (без информации о заявителе, номере предварительного решения), можно найти на официальном сайте ФТС России.

  1. Решения о классификации товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза в несобранном или разобранном виде

Таможенные органы принимают решение о классификации товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде в соответствии со ст. 21 ТК ЕАЭС и ст. 16, 17 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Перечень товаров, в отношении которых принимается решение о классификации товаров утверждается решением ЕЭК.

Такое решение о классификации товаров принимается Управлением товарной номенклатуры ФТС России на основании представленной участником ВЭД технической документации и внешнеэкономического контракта.

Принятие решения необходимо, когда участник ВЭД ввозит оборудование несколькими партиями в установленный промежуток времени (до двух лет с возможным продлением до шести лет).

В этом случае имеется возможность снизить сумму таможенной пошлины, так как на большинство ввозимого оборудования установлена нулевая или небольшая по высоте ставка пошлины, в то время как компоненты и части оборудования могут облагаться пошлиной по более высокой ставке.

Такой подход позволяет поставлять под одним кодом целые заводы и технологические линии.

Кроме того, декларирование оборудования, поставляемого в разобранном виде без решения о классификации товара, представляет наибольший риск с точки зрения применения СУР, так как проверка правильности классификации, а также перечня компонентов, входящих в состав оборудования, их технологической связи, выполняемых функций и соответствующей технической документации при выпуске товара весьма затруднительна.

Заявление подается в виде электронного документа через личный кабинет либо в виде документа на бумажном носителе.

Для получения в электронном виде решения о классификации товаров может применяться сервис «Классификация товаров, перемещаемых в виде компонентов» Личного кабинета участника ВЭД. При помощи сервиса заявитель сможет подавать заявление и получать решения о классификации, вести переписку по запросу дополнительной информации, внесению изменений в решение, отказам, а также вести автоматический учет ввозимых компонентов оборудования при декларировании.

К заявлению прилагаются:

  • документы, подтверждающие совершение внешнеэкономической сделки в отношении товара или ввоз товара в качестве вклада в уставный капитал получателя;
  • перечень компонентов товара в электронной или письменной форме;
  • документы, содержащие техническое описание товара с указанием назначения, выполняемых функций, принципа действия, в том числе взаимодействия отдельных компонентов товара;
  • документы, содержащие описание отдельных компонентов товара с указанием назначения, выполняемых функций, принципа действия, материала, из которого они изготовлены;
  • сборочный (монтажный) чертеж (схема);
  • документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление о принятии решения о классификации товара, документы, прилагаемые к нему.

Таможенные органы отказывают в рассмотрении заявления в следующих случаях:

  • если заявление и документы, прилагаемые к нему, представленные на бумажном носителе, подписаны неуполномоченным лицом;
  • если заявление и документы, прилагаемые к нему, не соответствуют установленным требованиям.

Такое решение об отказе принимается не позднее двадцати календарных дней.

После устранения причин отказа возможна повторная подача заявления.

Если представленные документы и сведения содержат противоречивую информацию и (или) представлены не в полном объеме, необходимом для принятия решения о классификации товара, таможенный орган уведомляет заявителя в течение 20 календарных дней о необходимости представления дополнительной информации.

На представление дополнительной информации отводится 60 календарных дней.

Таможенные органы отказывают в принятии решения в случае:

  • если компоненты товара в соответствии с правилами классификации товаров не образуют единый товар;
  • если запрошенная дополнительная информация не представлена в установленный срок или представлена не в полном объеме;
  • если в заявлении, документах, прилагаемых к нему, и представленной дополнительной информации содержится противоречивая информация.

Решение об отказе в принятии решения, принимается в течение двадцати календарных дней

Решение о классификации товара принимается в течение девяноста календарных дней. В случае необходимости представления дополнительной информации указанный срок приостанавливается на срок, необходимый для предоставления такой информации.

Таможенный орган принимает решение о внесении изменений в решение о классификации товара в следующих случаях:

  • принятие ЕЭК или ФТС России, обязательного для исполнения таможенными органами решения или разъяснения о классификации отдельных видов товаров;
  • внесение соответствующих изменений в ТН ВЭД;
  • обнаружение ошибок или опечаток, допущенных при принятии решения или при подготовке документов заявителем;
  • изменение сведений о заявителе и (или) таможенном органе, в котором будет осуществляться таможенное декларирование товара;
  • изменение условий внешнеэкономической сделки, если такое изменение относится к товару или его отдельным компонентам;
  • представление декларантом заявления об отказе от дальнейших поставок компонентов товара.

Таможенный орган принимает решение о прекращении действия решения о классификации товара в следующих случаях:

  • таможенным органом установлено, что заявитель для принятия решения о классификации товара представил документы, содержащие недостоверные и (или) неполные сведения, либо подложные документы;
  • декларация на товары в отношении последнего компонента товара в некомплектном или незавершенном виде не подана до истечения двух лет, с возможностью ежегодного продления до 6 лет;
  • заявитель отказался от поставок товара, в том числе после ввоза или вывоза отдельных компонентов товара.

Решение о прекращении действия решения о классификации товара вступает в силу со дня принятия решения о классификации товара.

  1. Решения и разъяснения ЕЭК и ФТС России о классификации отдельных видов товаров

В целях обеспечения единообразного применения ТН ВЭД Евразийской экономической комиссией принимаются решения о классификации отдельных видов товаров на основании предложений таможенных органов.

При выявлении ЕЭК различной классификации товаров в принятых таможенными органами предварительных решениях о классификации товаров, в решениях или разъяснениях о классификации отдельных видов товаров, принятых (данных) таможенными органами ЕЭК принимаются решения о классификации отдельных видов товаров по собственной инициативе.

Указанные решения ЕЭК признаются утратившими силу либо подлежат изменению по следующим основаниям:

  • изменение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности;
  • выявление ошибок, допущенных при принятии таких решений ЕЭК и не влияющих на классификацию отдельных видов товаров, например, опечаток, технических ошибок и т.д.;
  • получение дополнительной информации об указанных в решении ЕЭК отдельных видах товаров, влияющей на коды отдельных видов товаров, на описание отдельных видов товаров и применение Основных правил интерпретации ТН ВЭД;
  • признание Судом Евразийского экономического союза решения ЕЭК или его отдельных положений не соответствующими Договору о Союзе, международным договорам в рамках Союза и (или) решениям органов Союза.

По предложениям таможенных органов ЕЭК даются разъяснения о классификации отдельных видов товаров.

Разъяснения о классификации отдельных видов товаров принимаются в случае, если таможенные органы имеют единое мнение о классификации таких товаров.

В Российской Федерации такие решения и разъяснения принимает ФТС России.

Указанные решения и разъяснения являются обязательными при классификации товаров на территории России.

Дополнительный материал по теме в разделе Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности

+7 920 717 69 98 (whatsapp, viber)    /   e-mail: [email protected]

whatsapp