Что может случиться, чтобы декларант, добровольно, без какого-либо принуждения, решил передать ввезенный товар в собственность государства. Но в отдельных случаях, именно таможенная процедура отказа в пользу государства является экономически оправданной, в частности, при недостаточности денежных средств для уплаты таможенных платежей. Такое может произойти если ставки ввозных таможенных пошлин существенно повысились, а декларант этого не учел, или резко упал курс национальной валюты, что отразилось на цене товара, приобретенного за иностранную валюту, кроме того, данные обстоятельства, а также непредвиденные расходы при транспортировке или хранении товаров (например, длительные транспортные простои при морских и железнодорожных перевозках влекут за собой необходимость уплаты значительных штрафов портовой администрации или железной дороге), приводят к их значительному удорожанию, в связи с чем они становятся менее конкурентоспособными и привлекательными в глазах покупателей.
В таких условиях импортер, определив рентабельность внешнеторговой сделки в изменившихся условиях, может посчитать невыгодной реализацию товара на внутреннем рынке, а в условиях, когда вывоз товара обратно оказывается невыгодным, единственно правильным решением будет отказаться от товара, стремясь сократить убытки и не уплачивать таможенные платежи.
То есть использование таможенной процедуры отказа в пользу государства напрямую связано с нецелесообразностью реализации или использования иностранного товара.
Также данная таможенная процедура может рассматриваться как альтернативный вариант таможенной процедуре уничтожения, но только в тех случаях, когда товар не утратил своих потребительских свойств.
Таможенная процедура отказа в пользу государства характеризуется тремя основными признаками:
Первый — применяется в отношении иностранных товаров, которые безвозмездно передаются в собственность государства.
Так к иностранным товарам относятся товары, не помещенные под какую-либо таможенную процедуру, например, ввезенные и находящиеся на временном хранении, а также товары, помещенные под таможенные процедуры, не предусматривающие утрату товарами статуса иностранных товаров: таможенный склад; переработка на таможенной территории; переработка для внутреннего потребления; временный ввоз; беспошлинная торговля; свободный склад; свободная таможенная зона.
При этом таможенная процедура отказа в пользу государства не применяется в отношении товаров, запрещенных к обороту, а также товаров с истекшим сроком годности (потребления, реализации).
Второй признак таможенной процедуры отказа в пользу государства — это освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов.
И это вполне логично, поскольку государство получит доход от дальнейшей продажи товара, а учитывая то, что данная таможенная процедура применяется довольно редко, интересам отечественных производителей подобных товаров не будет нанесен какой-либо ущерб в связи с фактически беспошлинным ввозом такого товара.
Третий признак таможенной процедуры отказа в пользу государства заключается в соблюдении условий помещения товаров под данную таможенную процедуру.
Такими условиями являются.
Первое — соблюдение запретов и ограничений.
Так в отношении ввезенного товара должны быть соблюдены меры нетарифного регулирования, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные, карантинные фитосанитарные меры, и радиационные требования. А также получены документы, подтверждающие их соблюдение, например, сертификат или декларация соответствия, гигиенические заключения и свидетельства.
При отсутствии таких документов, дальнейшая реализация товаров на внутреннем рынке будет невозможна, а, следовательно, государство может понести расходы, связанные с хранением и утилизацией товара, что недопустимо.
Вторым условием помещения товаров под данную таможенную процедуру является отсутствие расходов государственных органов, которые не могут быть возмещены за счет средств, полученных от реализации товаров.
А это означает, что под таможенную процедуру отказа в пользу государства нельзя будет поместить товар, хранение, транспортировка или реализация которого будет стоить государству дороже возможной выгоды от его продажи.
Помещение товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства допускается с разрешения таможенного органа.
Для этого до подачи декларации на товары декларант подает в таможенный орган в произвольной письменной форме уведомление о намерении помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства.
В уведомлении указываются сведения о товарах (наименование, код в соответствии с ТН ВЭД, количество, стоимость) и их место нахождения.
К уведомлению прилагается заключение Росимущества (Росимущество является уполномоченным органом по организации реализации, уничтожения или переработки (утилизации) имущества, обращенного в собственность государства), подтверждающее, что расходы, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства, могут быть возмещены за счет средств, вырученных от реализации товаров.
Товар, помещенный под таможенную процедуру отказа в пользу государства, должен быть передан таможенному органу в течение трех дней с даты выпуска товара по акту приема-передачи.
В случае, если декларант не осуществил передачу товаров в указанный срок, таможенный орган аннулирует выпуск товаров.
После приема товара таможенный орган передает его по акту приема-передачи Росимуществу с обязательной фото- либо видеофиксацией передаваемого имущества.
После чего Росимущество организует оценку рыночной стоимости переданного имущества с последующей его реализацией.
При этом имущество:
Информация о продаже имущества, обращенного в собственность государства, размещается на официальном сайте Росимущества в подразделе «Продажа арестованного, конфискованного и иного имущества» раздела «Продажа».
В случае если имущество, обращенное в собственность государства, не было реализовано, оно подлежит уничтожению.
Дополнительный материал по теме в разделе Таможенные процедуры
Видео по теме:
Главная » Учебные материалы » Таможенные процедуры » Таможенная процедура отказа в пользу государства