При осуществлении внешнеэкономической деятельности некоторые из участников международной цепи поставки товаров пытаются обойти требования законодательства с целью уклонения от уплаты и снижения суммы таможенных платежей, несоблюдения запретов и ограничений, требований валютного законодательства и др. В связи с чем правоохранительная деятельность таможенных органов в первую очередь направлена на выявление и пресечение подобных нарушений законодательства.
Правоохранительная деятельность таможенных органов сосредоточена на реализации следующих функций:
Для реализации указанных функций таможенные органы реализуют ряд полномочий.
Так в соответствии с п. 9 ч. 3 ст. 151 УПК РФ таможенные органы наделены правом ведения предварительного расследования в форме дознания по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 194 частями первой и второй, 200.1 частью первой Уголовного кодекса Российской Федерации, а также о преступлениях, предусмотренных статьей 200.2 частью первой Уголовного кодекса Российской Федерации, выявленных таможенными органами Российской Федерации.
При этом в соответствии с п.3 ч. 2 ст. 157 УПК РФ таможенные органы производят неотложные следственные действия по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 173.1, 173.2, 174, 174.1, 189, 190, 193, 193.1, 194 частями третьей и четвертой, 200.1 частью второй, 200.2 частями второй и третьей, 226.1, 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, выявленных таможенными органами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 23.8 КоАП РФ таможенный орган рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 11.27 (в части осуществления международных автомобильных перевозок грузов), статьей 11.29 (в части осуществления международных автомобильных перевозок грузов), частями 1—6 статьи 12.21.1 (в части осуществления международных автомобильных перевозок, за исключением случаев фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи), частью 1 статьи 12.21.2 (в части осуществления международных автомобильных перевозок опасных грузов без специального разрешения), частью 2 статьи 12.25, частями 1 и 3 статьи 16.1, статьями 16.2—16.24, 19.7.13 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица таможенных органов составляют протоколы об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена указанными выше статьями, а также об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.15, 6.16, 6.33, частью 1 статьи 7.12, частью 4 статьи 8.28.1, статьями 11.14, 11.15, 14.10, 14.50, частью 1 статьи 15.6, частью 2 статьи 15.7, статьями 15.8, 15.9, частью 2 статьи 16.1, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, частью 1 статьи 19.26, частью 2 статьи 20.23 КоАП РФ.
При этом составы административных правонарушений, относящихся к компетенции таможенных органов, изложены в гл. 16 КоАП РФ «Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)».
Также таможенные органы осуществляют оперативно-розыскную деятельность в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, признаваемое в соответствии с законодательством государств-членов преступлением, исполнения запросов международных организаций, таможенных и иных компетентных органов государств, не являющихся членами Союза, в соответствии с международными договорами государств-членов с третьей стороной.
Оперативно-розыскная деятельность осуществляется таможенными органами в соответствии с федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
Кроме того, правоохранительная деятельность таможенных органов включает в себя деятельность по:
Главная » Учебные материалы » Таможенное право » Правоохранительная деятельность таможенных органов