Временный ввоз товаров является одной из самых распространенных таможенных процедур, в связи с чем мировое сообщество решило максимально облегчить и упростить таможенную процедуру временного ввоза товаров, результатом этого стали принятые конвенции о временном ввозе.
Определение временного ввоза согласно Киотской конвенции: «Временный допуск означает таможенную процедуру, под которой определенные товары могут быть доставлены на таможенную территорию с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты импортных пошлин и налогов; такие товары должны импортироваться для определенной цели и должны предназначаться для реэкспорта в течение установленного срока, не претерпев никаких изменений, за исключением обычного износа в результате их использования».
В рамках деятельности Всемирной таможенной организации (ВТамО) сначала были разработаны таможенные конвенции, регламентирующие временный ввоз по отдельным категориям товаров, например, Европейская конвенция о таможенном режиме поддонов, используемых в международных перевозках, Женева, 9 декабря 1960 г.; Таможенная конвенция о временном ввозе упаковок, Брюссель, 6 октября 1960 г. и др. В дальнейшем возникла потребность в кодификации вышеуказанных конвенций в одну универсальную конвенцию для более эффективного международно-правового регулирования этой процедуры и сближения на ее основе правовых систем государств в этой сфере.
К важнейшим международным договорам, регламентирующим процедуру временного ввоза, относятся:
Также имеются международные договоры, действие которых было прекращено в связи с вступлением в силу Стамбульской конвенции о временном ввозе. К ним, в частности, относятся:
С учетом рекомендаций Международной торговой палаты 6 декабря 1961 г. была принята Таможенная Конвенция о карнете А.Т.А. для временного ввоза товаров (Конвенция А.Т.А.).
Сокращение «A.T.A.» представляет собой комбинацию аббревиатур французских слов «admission temporaire» и английских слов «temporary admission» («временный ввоз»). Для того, чтобы облегчить ссылки на Конвенцию, ее официальным кратким названием является «Конвенция A.T.A.».
Основной ее целью является принятие единого порядка временного беспошлинного ввоза товаров, пользующихся значительными преимуществами в международной коммерческой и культурной сферах деятельности, предусматривающего достижение более высокой степени гармонизации и унификации в таможенных системах Договаривающихся сторон.
Вышеуказанная Конвенция предусматривает применение государствами-участниками карнета АТА – единого международного таможенного документа, заменяющего таможенные декларации и позволяющего осуществлять упрощенное и ускоренное таможенное оформление временного ввоза товаров.
Карнет АТА позволяет участникам ВЭД минимизировать время таможенного оформления товаров и сократить расходы, связанные с уплатой таможенных платежей и таможенным оформлением.
С 2012 года в России стало возможным использование карнета АТА в качестве таможенной декларации для временно вывозимых товаров.
В систему АТА входит 75 стран:
В России функции выдающей и гарантирующей карнеты АТА ассоциации выполняет Торгово-промышленная палата Российской Федерации, что связанно со сложившейся международной практикой, согласно которой ассоциациями — гарантами функционирования системы АТА в странах-участницах таможенных конвенций выступают, как правило, национальные торговые палаты, образующие международную гарантирующую сеть АТА Всемирной Федерации Палат (ВФП).
Товары, в отношении которых может применяться система карнетов АТА:
Преимущества использования карнетов АТА:
Карнет АТА необходимо предъявлять таможенному органу каждый раз при ввозе, вывозе или транспортировке товаров по территории страны. Карнет состоит из обложки и отрывных листов (ваучеров) для использования при въезде и выезде из каждой страны – участницы Конвенции. На обложке указаны имя владельца, адрес, целевое назначение товара, список стран, на территории которых может быть использован карнет, и срок его действия.
Книжка карнета АТА составляется из листков разного цвета в зависимости от количества операций и стран (но не более 10 операций по временному ввозу).
Карнет ATA содержит два основных типа листов — отрывные листы и неотрывные корешки. Они имеют разные цвета, которые варьируются в зависимости от типа таможенной операции:
Составление карнета АТА определяется маршрутом и характером операции. При этом собирается вместе и выдается такое количество листков различного вида, которое необходимо декларанту. Карнет АТА заполняется на английском или, по указанию Торгово-промышленной палаты России, на другом языке страны, куда временно ввозится товар с применением карнета АТА.
Не все российские таможенные органы уполномочены принимать карнеты АТА. Перечень таких таможенных органов определен приказом Минфина России от 11.12.2019 № 223н «Об установлении компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций с товарами, перемещаемыми с применением карнетов АТА, в том числе полномочий таможенных органов по регистрации таможенных деклараций».
Карнет АТА предъявляется вместе с временно ввозимыми товарами в таможенный орган, расположенный в месте прибытия на территорию России. Если пограничный таможенный орган уполномочен принимать карнеты АТА, то на отрывном листе (ваучере) белого цвета («Importation counterfoil») карнета АТА сотрудник таможенного органа поставит свою подпись. Это означает, что товары прошли таможенное оформление и могут быть доставлены в пункт назначения.
Если пограничные таможенные органы не уполномочены принимать карнеты АТА, то отрывной лист (ваучер) голубого цвета («Transit counterfoil») карнета АТА вместе с транспортными и коммерческими документами используется в качестве транзитной декларации. В этом случае таможенный орган отрывает лист голубого цвета и возвращает карнет лицу. После этого товары могут быть доставлены в соответствующий внутренний таможенный орган, которому представляется отрывной лист (ваучер) белого цвета («Importation counterfoil») для завершения оформления ввоза товаров с применением карнета АТА.
После завершения использования временно ввезенных товаров в соответствии с заявленными целями, необходимо оформить их для вывоза с применением карнета АТА При вывозе таможенное оформление может производиться в любом таможенном органе, уполномоченном принимать карнеты АТА.
Практика применения карнетов АТА в течение нескольких десятков лет выявила необходимость дальнейшего совершенствования международно-правовых норм, унифицирующих и гармонизирующих правовые системы государств относительно процедуры временного ввоза. С развитием внешнеэкономических связей государств, а также в условиях нарастания процессов глобализации, возникла проблема разработки и принятия нового международно-правового акта кодифицированного характера, который объединил бы в себе все ранее принятые международные конвенции по временному ввозу и актуализировал международно-правовые нормы, касающиеся данной таможенной процедуры.
В результате работ, проведенных Постоянным техническим комитетом ВТамО, в 1990 г. была разработана и принята в г. Стамбуле Конвенция о временном ввозе, заменившая собой ранее существовавшие пятнадцать международных соглашений, с инкорпорированием в нее текста Конвенции о карнете АТА 1961 г.
Конвенция о временном ввозе 1990 г. (Стамбульская конвенция), объединив ранее принятые международно-правовые соглашения в сфере временного ввоза, способствовала унификации и гармонизации национальных таможенных норм государств-участников Конвенции. По сути она представляет собой единый кодифицирующий международно-правовой акт о временном ввозе товаров.
Цель принятия конвенции – облегчить процедуру временного ввоза товаров путем упрощения и гармонизации его правил с введением стандартизированных международных документов о временном ввозе, содержащих также международную гарантию уплаты таможенных пошлин и сборов.
В Стамбульской конвенции под временным ввозом понимается таможенный режим, позволяющий ввозить на таможенную территорию с условным освобождением от уплаты ввозных пошлин и сборов и без применения импортных запрещений или ограничений экономического характера некоторые товары (включая транспортные средства), ввозимые с определенной целью и вывозимые в определенный срок без каких-либо изменений, за исключением обычного обесценения в результате их использования.
Каждое государство-участник конвенции обязуется разрешать временный ввоз товаров, указанных в приложениях, на условиях конвенции.
Стамбульская конвенция включает в себя основной текст и 13 Приложений, каждое из которых представляет собой упрощенную процедуру временного ввоза для конкретного вида товара.
Стамбульская конвенция о временном ввозе в отличие от Конвенции о карнете АТА 1961 г. предусмотрела два вида международных таможенных документов по временному ввозу:
Карнет CPD («де Пассаж» — фр. Carnet de Passages en Douane) представляет собой также специальный паспорт (карточку) на автотранспортные средства для подтверждения целей и правомерности их перемещения через таможенные границы других странах в некоторых случаях международных перевозок. Он предназначен для осуществления таможенного контроля при временном ввозе и вывозе автотранспорта без уплаты таможенных сборов или внесения залоговой суммы на таможенной территории стран, требующих его предъявления. Кроме того, наличие у транспортных перевозчиков карнета CPD гарантирует таможенным органам других стран исключение возможности продажи автотранспортных средств в период их временного пребывания на чужой таможенной территории.
Карнет CPD работает в рамках двух организаций: Международного Туристского Альянса (МТА) и Международной Автомобильной Федерации (ФИА).
В странах где используется система CPD для временного ввоза, гарантирующая ассоциация обязуется выплачивать таможенные пошлины и налоги властям той страны, в которую данное транспортное средство ввозится, в случае, если данное транспортное средство не было вывезено из страны пребывания в предписанные сроки под покрытием книжки CPD. Книжка CPD означает, что данное транспортное средство покрывается международной гарантией. Книжки CPD, которые обычно используется в течение одного года, могут быть использованы в разных странах, где используется данная система или в тех странах, где эта книжка может упросить процедуру въезда в страну транспортного средства. Срок пребывания транспортного средства определяется властями той страны, в которую въезжает транспортное средство.
Условием подписания конвенции является обязательное присоединение государства-участника к Приложению А, в котором утверждаются документы временного ввоза – карнеты АТА и СРD – и по крайней мере еще к одному из тринадцати Приложений. Возможность выбора того или иного Приложения Стамбульской конвенции позволяет государствам, присоединяющимся к этому международному договору, варьировать свои международно-правовые обязательства.
Стамбульская конвенция охватывает широкий круг товаров, в отношении которых применяются ее положения. Это:
Все вышеуказанные категории товаров пропускаются через таможенные границы государств-участников Стамбульской конвенции без уплаты ввозных пошлин и сборов при условии предъявления в качестве гарантии документа о временном ввозе, выданного в соответствии с предусмотренными в каждом Приложении правилами и в течение обусловленного каждым Приложением срока вывоза.
Россия применяет упрощенную процедуру таможенного оформления и таможенного контроля для временного ввоза тех категорий товаров, которые регулируются приложениями Конвенции о временном ввозе, к которым она присоединилась, а именно:
Условия временного ввоза включают в себя следующие положения:
Стамбульская конвенция зафиксировала важное положение о том, что с момента вступления в силу какого-либо ее Приложения оно отменяет и заменяет ранее принятые по данным вопросам конвенции в отношениях между государствами-участниками Конвенции, принявшими это Приложение и являющимися Договаривающимися сторонами этих конвенций.
Практически в каждом Приложении Стамбульской конвенции заложена идея постепенного вытеснения многочисленных ранее принятых конвенций единым кодифицированным актом о временном ввозе. В частности, Приложение В.2 о профессиональном оборудовании призвано заменить аналогичную по объекту регулирования Конвенцию 1961 г., Приложение В.5 о товарах, ввезенных с учебной, научной или культурной целью, заменяет четыре подобных конвенции.
Конвенция о карнете АТА и Стамбульская конвенция вступили в силу для России 18 июля 1996 г. Присоединение России к этим конвенциям, хотя последняя отменяет и заменяет первую, объясняется тем, что Конвенцию о карнете АТА используют при временном ввозе и транзите более 70 стран, включая основных торговых партнеров России. К Стамбульской конвенции о временном ввозе присоединилось пока гораздо меньше стран. Поэтому, чтобы использовать возможности и преимущества таможенных процедур временного ввоза и транзита с большим числом стран, было решено присоединиться к обеим конвенциям.
Дополнительный материал по теме в разделе Таможенное право
Главная » Учебные материалы » Таможенное право » Международное законодательство о временном ввозе