Законодательство о таможенном регулировании включает следующие источники таможенного права:
Источники таможенного права — это внешние формы выражения и закрепления таможенно-правовых норм. Таможенно-правовые нормы – это установленные или санкционированные государством правила поведения, регулирующие общественные отношения в сфере таможенного дела.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Выделяют два вида международных договоров, регулирующих таможенные правоотношения:
К актам, составляющим право Евразийского экономического союза относятся:
В соответствии с пунктом 5 статьи 1 ТК ЕАЭС таможенные правоотношения, не урегулированные международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования Союза, до урегулирования соответствующих правоотношений такими международными договорами и актами регулируются законодательством государств — членов Союза о таможенном регулировании.
Поскольку таможенное регулирование отнесено Конституцией Российской Федерации к исключительному ведению Российской Федерации, в систему источников законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании входят только законы и подзаконные акты федерального уровня.
Законодательство Российской Федерации о таможенном регулировании включает:
Рассмотрим названные источники права подробнее.
Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Закон № 289-ФЗ) вступил в силу с 04.09.2018 г, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.
Необходимость Закона № 289-ФЗ обусловлена тем, что ТК ЕАЭС содержит отсылочные нормы к национальному законодательству. Эти нормы используются в основном в отношении технологических вопросов совершения таможенных операций. Кроме того, ряд вопросов, в силу различий в национальном законодательстве стран, подлежат урегулированию с учетом норм иных отраслей права, например, порядок обжалования, или порядок применения физической силы, специальных средств и оружия. Закон № 289-ФЗ содержит максимальное количество норм прямого действия, и направлен на ускорение таможенных операций, совершаемых таможенными органами, и усиление таможенного контроля товаров после их выпуска.
При этом Законом № 289-ФЗ установлено, что отдельные правоотношения в сфере таможенного дела регулируются нормами иных законодательных актов. Так порядок фактического пересечения товарами и транспортными средствами Государственной границы Российской Федерации регулируется законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации, а в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
Законодательство о Государственной границе основывается на Конституции Российской Федерации, а также на международных договорах Российской Федерации и состоит из Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации» от 01.04.1993 № 4730-1 и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
К отношениям по взиманию и уплате таможенных платежей, относящихся к налогам, законодательство Российской Федерации о таможенном регулировании применяется в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не установлено международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах. К названным отношениям, например, относятся вопросы исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость и акцизов, взимаемых при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации (главы 21 и 22 НК РФ).
Также установлено, что порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наличных денежных средств и (или) денежных инструментов регулируется международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, валютным законодательством Российской Федерации и Законом № 289-ФЗ. В Российской Федерации валютное законодательство состоит из Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и принятых в соответствии с ним федеральных законов.
Правовые отношения в области таможенного дела в Российской Федерации могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, например, Указ Президента РФ от 16.07.2019 № 335 «Об утверждении Положения о знамени Федеральной таможенной службы, описаний и рисунков знамени, флага и эмблемы Федеральной таможенной службы, типовых образцов знамен региональных таможенных управлений, таможен и образовательных организаций, находящихся в ведении Федеральной таможенной службы, описания и рисунка вымпела водных судов таможенных органов Российской Федерации», Указ Президента РФ от 22.11.2016 № 611 «Об утверждении перечня должностей высшего начальствующего состава в таможенных органах Российской Федерации и соответствующих этим должностям специальных званий».
На основании и во исполнение федеральных законов и указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения в сфере таможенного регулирования. Из числа нормативных актов Правительства РФ по вопросам регулирования таможенных правоотношений можно выделить:
Федеральные органы исполнительной власти принимают нормативные правовые акты по предмету регулирования Закона № 289-ФЗ только в случаях, прямо предусмотренных этим законом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента РФ от 15.01.2016 № 12 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела. Также данным Указом определено, что Федеральная таможенная служба (ФТС России) находится в ведении Министерство финансов Российской Федерации.
Минфин России и ФТС России проводят совместную работу в части установления особенностей таможенного регулирования в Российской Федерации, и принятия нормативных правовых актов по предмету регулирования Закона № 289-ФЗ, а также участвуют в подготовке проектов актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, необходимых для реализации норм Закона № 289-ФЗ.
Дополнительный материал по теме в разделе Таможенное право
Видео по теме:
Главная » Учебные материалы » Таможенное право » Законодательство РФ о таможенном регулировании