Законодательство Российской Федерации о таможенном регулировании

Законодательство о таможенном регулировании включает следующие источники таможенного права:

  • международные договоры Российской Федерации;
  • акты, составляющие право Евразийского экономического союза;
  • законодательство Российской Федерации о таможенном регулировании.

Источники таможенного права — это внешние формы выражения и закрепления таможенно-правовых норм. Таможенно-правовые нормы – это установленные или санкционированные государством правила поведения, регулирующие общественные отношения в сфере таможенного дела.

В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Выделяют два вида международных договоров, регулирующих таможенные правоотношения:

  • таможенные конвенции, регулирующие правоотношения исключительно в сфере таможенного дела, например, Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено в Киото 18.05.1973), Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) (Заключена в г. Женеве 14.11.1975), Таможенная конвенция о карнете A.T.A. для временного ввоза товаров (Конвенция A.T.A.) (заключена в Брюсселе 06.12.1961), Международная Конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (Заключена в Брюсселе 14.06.1983), Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений (Заключена в г. Найроби 09.06.1977), Таможенная конвенция, касающаяся контейнеров (Заключена в г. Женеве 02.12.1972), и др.
  • иные международные конвенции, в том числе, применяемые к правоотношениям в сфере таможенного дела, например, Всемирная конвенция об авторском праве (Заключена в г. Женеве 06.09.1952), Конвенция о международных автомобильных перевозках пассажиров и багажа (Заключена в г. Бишкеке 09.10.1997), Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ/CMR) (Заключена в г. Женеве 19.05.1956) и др.

К актам, составляющим право Евразийского экономического союза относятся:

  • международные договоры в рамках Союза;
  • международные договоры Союза с третьей стороной;
  • решения и распоряжения Высшего Евразийского экономического совета;
  • решения и распоряжения Евразийского межправительственного совета;
  • решения, распоряжения и рекомендации Евразийской экономической комиссии.

В соответствии с пунктом 5 статьи 1 ТК ЕАЭС таможенные правоотношения, не урегулированные международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования Союза, до урегулирования соответствующих правоотношений такими международными договорами и актами регулируются законодательством государств — членов Союза о таможенном регулировании.

Поскольку таможенное регулирование отнесено Конституцией Российской Федерации к исключительному ведению Российской Федерации, в систему источников законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании входят только законы и подзаконные акты федерального уровня.

Законодательство Российской Федерации о таможенном регулировании включает:

  • федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и принимаемые в соответствии с ним иные федеральные законы;
  • указы Президента Российской Федерации;
  • постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;
  • нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.

Рассмотрим названные источники права подробнее.

Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Закон № 289-ФЗ) вступил в силу с 04.09.2018 г, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.

Необходимость Закона № 289-ФЗ обусловлена тем, что ТК ЕАЭС содержит отсылочные нормы к национальному законодательству. Эти нормы используются в основном в отношении технологических вопросов совершения таможенных операций. Кроме того, ряд вопросов, в силу различий в национальном законодательстве стран, подлежат урегулированию с учетом норм иных отраслей права, например, порядок обжалования, или порядок применения физической силы, специальных средств и оружия. Закон № 289-ФЗ содержит максимальное количество норм прямого действия, и направлен на ускорение таможенных операций, совершаемых таможенными органами, и усиление таможенного контроля товаров после их выпуска.

При этом Законом № 289-ФЗ установлено, что отдельные правоотношения в сфере таможенного дела регулируются нормами иных законодательных актов. Так порядок фактического пересечения товарами и транспортными средствами Государственной границы Российской Федерации регулируется законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации, а в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.

Законодательство о Государственной границе основывается на Конституции Российской Федерации, а также на международных договорах Российской Федерации и состоит из Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации» от 01.04.1993 № 4730-1 и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

К отношениям по взиманию и уплате таможенных платежей, относящихся к налогам, законодательство Российской Федерации о таможенном регулировании применяется в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не установлено международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах. К названным отношениям, например, относятся вопросы исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость и акцизов, взимаемых при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации (главы 21 и 22 НК РФ).

Также установлено, что порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наличных денежных средств и (или) денежных инструментов регулируется международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, валютным законодательством Российской Федерации и Законом № 289-ФЗ. В Российской Федерации валютное законодательство состоит из Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и принятых в соответствии с ним федеральных законов.

Правовые отношения в области таможенного дела в Российской Федерации могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, например, Указ Президента РФ от 16.07.2019 № 335 «Об утверждении Положения о знамени Федеральной таможенной службы, описаний и рисунков знамени, флага и эмблемы Федеральной таможенной службы, типовых образцов знамен региональных таможенных управлений, таможен и образовательных организаций, находящихся в ведении Федеральной таможенной службы, описания и рисунка вымпела водных судов таможенных органов Российской Федерации», Указ Президента РФ от 22.11.2016 № 611 «Об утверждении перечня должностей высшего начальствующего состава в таможенных органах Российской Федерации и соответствующих этим должностям специальных званий».

На основании и во исполнение федеральных законов и указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения в сфере таможенного регулирования. Из числа нормативных актов Правительства РФ по вопросам регулирования таможенных правоотношений можно выделить:

  • Постановление Правительства РФ от 26.03.2020 № 342 «О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров»;
  • Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 № 908 «Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов»;
  • Постановление Правительства РФ от 30.08.2013 № 754 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств — участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства РФ от 16.12.2019 № 1694 «Об утверждении Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации».

Федеральные органы исполнительной власти принимают нормативные правовые акты по предмету регулирования Закона № 289-ФЗ только в случаях, прямо предусмотренных этим законом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента РФ от 15.01.2016 № 12 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела. Также данным Указом определено, что Федеральная таможенная служба (ФТС России) находится в ведении Министерство финансов Российской Федерации.

Минфин России и ФТС России проводят совместную работу в части установления особенностей таможенного регулирования в Российской Федерации, и принятия нормативных правовых актов по предмету регулирования Закона № 289-ФЗ, а также участвуют в подготовке проектов актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, необходимых для реализации норм Закона № 289-ФЗ.

Дополнительный материал по теме в разделе Таможенное право

Видео по теме:

Таможенное право - таможенное законодательство

+7 920 717 69 98 (whatsapp, viber)    /   e-mail: [email protected]

whatsapp