Законодательство о таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, основывается на общих принципах таможенной оценки, принятых в международной практике.
В настоящее время основу системы таможенной оценки, наиболее распространенной в международной практике и принятой всеми странами — членами Всемирной торговой организации, составляют следующие документы:
- Статья VII Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ, 1947) «Оценка товаров для таможенных целей»;
- Соглашение о применении статьи VII ГАТТ, подписанное в рамках Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров 15 апреля 1994 года.
Целью данного Соглашения, к которому присоединилось в настоящее время большинство стран, является установление единообразной и нейтральной системы определения таможенной стоимости товаров, препятствующей использованию произвольных или фиктивных таможенных стоимостей.
Законодательство о таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, формируется с учетом международной практики и, прежде всего, принципов, содержащихся в указанных международных соглашениях.
Впервые вопросы таможенной стоимости товаров в условиях продекларированной государством политики либерализации внешнеэкономической деятельности и отказа государства от монополии внешней торговли были урегулированы постановлением Правительства РФ от 05.11.1992 № 856 «Об утверждении порядка определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации»18 (введен в действие с 01.01.1993).
В последующем эти вопросы, а также нормы и принципы международного права получили закрепление в Законе РФ от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» (введен в действие с 01.07.1993), а при создании Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) — в Соглашении Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза».
На этапе реформирования Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) путем учреждения на основе Договора между Российской Федерацией, Республиками Беларусь и Казахстан о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, вступившим в силу с 01.01.2015, и созданием на его правовой основе Евразийского экономического союза (ЕАЭС), было сформировано новое таможенное законодательство ЕАЭС, которое в части определения таможенной стоимости товаров, в силу своеобразия современного момента, составляют международные договоры государств-членов Таможенного союза ЕврАзЭС, заключенные по указанному вопросу при формировании договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства.
В настоящее время правовую базу ЕАЭС по вопросам таможенной стоимости товаров составляют следующие документы:
- Таможенный кодекс ЕАЭС (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза);
- Договор между Российской Федерацией, Республиками Беларусь и Казахстан о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014;
- Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.03.2018 № 42 «Об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза»;
- Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19.06.2018 № 103 «Об утверждении Порядка отложенного определения таможенной стоимости товаров»;
- Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.10.2018 № 160 «О случаях заполнения декларации таможенной стоимости, утверждении форм декларации таможенной стоимости и Порядка заполнения декларации таможенной стоимости»;
- Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.05.2018 № 83 «О расчете дополнительных начислений при определении таможенной стоимости товаров»;
- Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 01.11.2016 № 130 «Об утверждении Положения об особенностях определения таможенной стоимости товаров при завершении таможенной процедуры свободной таможенной зоны и таможенной процедуры свободного склада»;
- Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.09.2015 № 118 «Об утверждении Правил учета процентных платежей при определении таможенной стоимости товаров»;
- Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 15.07.2014 № 113 «О Положении об использовании при применении методов определения таможенной стоимости товаров документов, соответствующих общепринятым принципам бухгалтерского учета»;
- Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 15.07.2014 № 112 «Об утверждении Положения о добавлении вознаграждения посредникам (агентам) и вознаграждения брокерам к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары»;
- Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20.12.2012 № 283 «О применении метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1)»;
- Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.12.2012 № 273 «О применении метода сложения (метод 5) при определении таможенной стоимости товаров»;
- Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.11.2012 № 214 «О применении метода вычитания (метод 4) при определении таможенной стоимости товаров»;
- Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30.10.2012 № 202 «О применении методов определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с идентичными товарами (метод 2) и по стоимости сделки с однородными товарами (метод 3)»;
- Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.08.2013 № 180 «Об утверждении Положения об особенностях применения методов определения таможенной стоимости товаров, перемещенных через таможенную границу Таможенного союза с недекларированием»;
- Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.05.2018 № 82 «Об утверждении Положения об особенностях определения таможенной стоимости отходов»;
- Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 15.11.2016 № 20 «О Положении о добавлении лицензионных и иных подобных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары».
В Российской Федерации правовую основу определения таможенной стоимости составляют:
- Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- Постановление Правительства РФ от 16.12.2019 № 1694 «Об утверждении Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации».
В целях обеспечения единообразного подхода при осуществлении контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС и декларируемых таможенным органам, приказом ФТС России от 13 октября 2017 г. № 1627 утверждена Инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов по проведению проверки правильности определения, декларирования таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию ЕАЭС, при контроле, проведении дополнительной проверки и корректировке таможенной стоимости товаров.
С 01.01.2018 г. изменилась не только структура законодательства ЕАЭС в части таможенной стоимости товаров, изменения так же затронули механизм определения и контроля таможенной стоимости товаров.
Как и ранее, определение таможенной стоимости товаров осуществляется в соответствии с принципами Всемирной торговой организации.
Вместе с тем появились и некоторые новшества:
- таможенную стоимость не надо определять при помещении товаров под таможенные процедуры таможенного транзита, таможенного склада, уничтожения, отказа в пользу государства или под специальную таможенную процедуру;
- при незаконном перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС, при недоставке товаров в место прибытия, при утрате товаров с СВХ, при наступлении некоторых иных обстоятельств таможенная стоимость определяется в общеустановленном порядке;
- в отношении отходов или продуктов переработки иностранных товаров (при таможенной процедуре свободной таможенной зоны, свободного склада, переработки на таможенной территории, переработки под таможенным контролем) таможенная стоимость определяется по общим правилам с особенностями, которые могут быть при необходимости определены решением ЕЭК;
- у таможенных органов появилась возможность принимать предварительные решения по применению методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров (в случае установления на уровне национального законодательства).
Изменения в основном коснулись таких понятий, как «декларирование таможенной стоимости», «корректировка таможенной стоимости», «принятие предварительных решений по методу определения таможенной стоимости».
В частности, статья под названием «декларирование таможенной стоимости» в ТК ЕАЭС вообще отсутствует.
Точно так же отсутствует в ТК ЕАЭС и понятие «корректировка таможенной стоимости». Теперь в случае, если обнаружено, что при декларировании товаров сведения о таможенной стоимости документально не подтверждены, метод определения таможенной стоимости выбран неправильно и т.д., таможенные органы принимают решение не о корректировке таможенной стоимости, а о внесении изменений в декларацию на товары (если контроль таможенной стоимости состоялся после выпуска товаров). Или выносят требование о внесении изменений в декларацию на товары (если контроль имел место быть до выпуска товаров).
В ТК ЕАЭС появилась возможность принятия предварительных решений по вопросам применения методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров.
Дополнительный материал по теме в разделе Таможенная стоимость