Международное право о таможенной стоимости

  1. Цели и задачи международного сотрудничества государств в сфере таможенной оценки товаров

Международное право о таможенной стоимости представляет особый интерес, учитывая значимость правового регулирования порядка определения таможенной стоимости товаров.

Используя различные подходы к определению таможенной стоимости товаров, возможно оказать влияние на размеры уплачиваемых таможенных платежей, повышая или понижая уровень таможенно-тарифной защиты отечественного производителя. Например, такой уровень можно увеличить, повысив ставку таможенной пошлины, но такого же результата можно достичь, путем изменения налогооблагаемой базы, т.е. завышая таможенную стоимость товара.

Если допустить определение таможенной стоимости товаров на основе произвольных и непонятных критериев, то такой подход может быть использован странами как инструмент нетарифного регулирования в целях ограничения иностранной конкуренции.

Применяемое в настоящее время международное право о таможенной стоимости сложилось не сразу. На протяжении долгого времени страны не могли договориться о применении единых подходов к таможенной оценке товаров. Так, в одних государствах была распространена система взимания пошлин с цены, указанной экспортером, в других – с цены, по которой аналогичные товары продаются на мировом рынке. В США длительное время применялась система таможенной оценки, основу которой составляла американская внутренняя цена. В таких условиях участнику ВЭД было сложно спрогнозировать с какой стоимости ему предстоит уплатить таможенные платежи, т.е. какие затраты он понесет в связи с ввозом товаров.

В результате возникла необходимость унификации и гармонизации подходов к таможенной оценке товаров.

Единое международное право о таможенной стоимости способствовало:

  • обеспечению равных конкурентных условий для участников ВЭД;
  • обеспечению достоверности данных статистик внешней торговли;
  • повышению эффективности таможенно-тарифных методов регулирования внешнеторговой деятельности.
  1. Статья VII Генерального соглашения по тарифам и торговле

Впервые единые принципы и правила таможенной оценки были установлены статьей VII Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ).

В ч. 2 (а) ст. VII ГАТТ установлено, что «оценка ввезенного товара для таможенных целей должна основываться на действительной стоимости ввезенного товара, в отношении которого применяется пошлина, или аналогичного товара, и не должна основываться на стоимости товара отечественного происхождения или на произвольной, или фиктивной стоимости».

При этом в ч. 2 (б) VII ГАТТ дается разъяснение, что «под «действительной стоимостью» должна пониматься цена, по которой, во время и в месте, определенных законодательством страны ввоза, такой или аналогичный товар продается или предлагается для продажи при обычном ходе торговли в условиях полной конкуренции».

Такой подход к определению таможенной стоимости по сути предоставлял право стране ввоза выбрать в качестве таможенной стоимости не цену ввозимого товара, а стоимость аналогичного товара.

Заложенная в ст. VII ГАТТ формулировка основы для оценки ввезенного товара отражала реальные противоречия в подходах, применяемых в разных странах, и прежде всего в США и Западной Европе.

Таким образом статья VII не способствовала сближению правовых механизмов стран в сфере таможенной оценки товаров.

На основе положений статьи VII ГАТТ впоследствии были приняты международные правовые акты, определяющие методологию таможенной оценки товаров:

  • Брюссельской конвенцией по оценке товаров в таможенных целях (подписана 15 декабря 1950 г.);
  • Соглашением о порядке применения ст. VII ГАТТ 1979 г.

Основным отличием данных документов является применение различного подхода к определению основы таможенной оценки товаров.

  1. Брюссельская конвенция по оценке товаров в таможенных целях

В 1950 г. одновременно с принятием Конвенции о создании Совета таможенного сотрудничества (в 1994 году переименован во Всемирную таможенную организацию) была также принята Конвенция об определении стоимости товаров для таможенных целей, вступившая в силу 28 июля 1953 г., которая была подписана в Брюсселе и получила название Брюссельской конвенции о таможенной стоимости.

Брюссельской конвенцией было закреплено стандартное правило, в соответствии с которым, основой для определения таможенной стоимости товара является его нормальная цена, под которой понимается цена товара в условиях свободной конкуренции между независимым продавцом и покупателем, т.е. цена товара, по которой он может быть продан в стране его назначения в момент подачи таможенной декларации.

Конвенция определяла таможенную стоимость товара как нормальную цену товара, по которой товар может быть продан в страну назначения в момент подачи таможенной декларации. Важное условие: «нормальная цена – это цена, складывающаяся на открытом рынке между независимыми друг от друга продавцом и покупателем».

Брюссельская конвенция унифицировала технические стороны определения таможенной стоимости. Однако США и Канада не подписали Конвенцию и не применяют ее положение в своей таможенной практике.

В 1960 г. рамках Совета таможенного сотрудничества был образован Комитет по оценке товаров в таможенных целях. Его миссия заключалась в наблюдении за выполнением положений Брюссельской конвенции. Учреждение этого комитета было вызвано необходимостью достижения единообразного подхода при таможенной оценке товаров.

Функции Комитета по оценке товаров в таможенных целях:

  • сравнение и распространение информации относительно методов оценки товаров в разных странах;
  • изучение национальных правил, процедур и практики отдельных государств по применению брюссельских принципов;
  • выработка рекомендаций по сохранению единообразия в толковании и применении принципов и стандартных единых процедур.

Брюссельскую конвенцию фактически признали и приняли свыше 70 государств и до 1980-х гг. она являлась самой распространенной методикой определения таможенной стоимости товаров.

Значение Брюссельской конвенции в том, что она закрепила и кодифицировала в качестве единой методологии таможенной оценки западноевропейскую практику.

  1. Соглашение о порядке применения ст. VII ГАТТ

Положения Брюссельской конвенции так же не способствовали созданию единого правового механизма таможенной оценки товаров на международном уровне, в связи с чем страны продолжили поиск таких подходов к таможенной оценке, которые в наибольшей степени соответствовали бы интересам большинства государств.

В результате по итогам Токийского раунда таких переговоров, проходивших под эгидой ГАТТ в 1973–1979 гг., было принято Соглашение о применении ст. VII ГАТТ (так называемое Соглашение о таможенной стоимости), вступившее в силу 1 января 1981 г.

В 1994 г. в ходе Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров было принято дополненное и уточненное Соглашение о применении ст. VII ГАТТ 1994 г. На сегодняшний день это Соглашение стало одной из правовых основ ВТО. Иначе оно именуется Кодексом о таможенной стоимости ГАТТ.

В соответствии с Протоколом от 16 декабря 2011 года «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» указанное Соглашение вступило в силу для России 23.07.2012 г. Однако положения Соглашения нашли свое отражения в правовых актах по вопросам определения таможенной стоимости, изданных еще до такого присоединения.

Соглашение содержит 24 статьи и 3 приложение, первое из которых включает пояснительные примечания с примерами таможенной оценки.

Если в соответствии с Брюссельской конвенцией основой для определения стоимости товара является его нормальная цена, под которой понимается цена товара, складывающаяся между независимыми друг от друга продавцом и покупателем, то в ст. 1 вышеуказанного Соглашения вместо термина «нормальная цена» употребляется новый термин «цена сделки», под которой понимается цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары, проданные на экспорт в страну импорта, скорректированная в соответствии с положениями статьи 8.

Соглашение о применении ст. VII ГАТТ устанавливает последовательность применения 6 методов определения таможенной стоимости.

Предыдущее Соглашение, которое было принято в ходе Токийского раунда многосторонних торговых переговоров (1974-1979 гг.) содержало исчерпывающий перечень причин, по которым таможенная администрация имела право отвергнуть стоимость сделки. Однако подобные ограничения вызывали недовольство многих стран, считавших, что тем самым ограничивались права таможенных служб, которые сталкивались с проблемой занижения таможенной стоимости импортируемых товаров. Это стало, в частности, одной из причин, по которым многие развивающиеся страны отказались от присоединения к данному Соглашению.

В рамках Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.) страны-участницы приняли специальное решение, которое исправило эту ситуацию. Если ранее обязанность сбора доказательств неправомерности информации относительно стоимости возлагалось на таможенную администрацию, то в Соглашении 1994 г. оно переложено на импортеров, которым предоставлены права для защиты своих интересов.

Во-первых, в случаях, когда таможенные органы выражают сомнение в правдивости или точности задекларированной стоимости, импортеры имеют право представить объяснения, включая дополнительные подтверждающие документы.

Во-вторых, если таможенную администрацию не удовлетворяют дополнительная информация, представленная импортером, то она в письменной форме должна сообщить импортеру свои основания для сомнений в правдивости или точности представленных сведений.

Кроме того, Соглашение требует, чтобы национальное законодательство в области таможенного регулирования предоставляло импортерам следующие права:

  • право получить товары из таможни, если, в случаях, когда это требуется, импортер представит достаточную гарантию в форме поручительства, депозита или какого-либо другого подходящего средства, обеспечивающего окончательную уплату таможенных пошлин (ст. 13);
  • право на конфиденциальность информации, ставшей известной таможенному органу (ст. 10);
  • право на обжалование решения, без угрозы штрафных санкций, в независимый орган внутри таможенной администрации, судебные органы (ст. 11).

Таким образом, если таможенная администрация имеет основание сомневаться в точности или достоверности декларируемой стоимости, то ответственность за доказательство справедливости таможенной цены лежит на импортере товара.

В соответствии со ст. 18 Кодекса о таможенной стоимости ГАТТ был учрежден Технический комитет по таможенной оценке.

В соответствии с приложением II к Соглашению о применении ст. VII ГАТТ 1994 г. Технический комитет по таможенной оценке был учрежден с целью обеспечения на техническом уровне единообразия в толковании и применении Соглашения. К обязанностям Комитета согласно этому приложению были отнесены:

  • рассмотрение конкретных технических проблем, возникающих в ходе повседневного функционирования системы таможенной оценки членов, и вынесение консультативных заключений в отношении надлежащих решений, на основе представленных фактов;
  • изучение по запросу законов, процедур и практики в области оценки, когда они имеют отношение к настоящему Соглашению, и подготовка докладов по результатам таких изучений.
  • подготовка и распространение ежегодных докладов по техническим аспектам функционирования и состояния настоящего Соглашения;
  • предоставление такой информации и рекомендаций по любым вопросам, касающимся оценки импортируемых товаров для таможенных целей, которые могут быть запрошены любым членом или Комитетом. Такая информация и рекомендации могут иметь форму консультативных заключений, комментариев или пояснительных примечаний;
  • содействие получению по запросу технической помощи членам с целью содействия расширению международного признания настоящего Соглашения;
  • проведение рассмотрения вопроса, переданного ему третейской группой;
  • выполнение таких других обязанностей, которые могут быть возложены на него Комитетом.

Каждая страна – член Соглашения имеет право быть представленной в Техническом комитете по таможенной оценке. Государства – члены ВТАО, которые не являются членами ВТО, также могут быть представлены на заседаниях Технического комитета одним делегатом и одним или несколькими заместителями. Такие представители присутствуют на заседаниях в качестве наблюдателей.

Таким образом, в соответствии с Соглашением о применении ст. VII ГАТТ под юрисдикцию Всемирной таможенной организации были переданы функции управления Соглашением через Технический комитет по таможенной оценке.

На международном уровне Всемирная таможенная организация поддерживает тесные длительные отношения в области таможенной оценки с Международной торговой палатой. Палата имеет возможность объяснять отдельные положения коммерческой практики, выражать свои позиции по отдельным техническим вопросам. Это способствует большему пониманию членами текущей коммерческой практики и эффективному обмену мнениями с обеих сторон.

Таким образом, на сегодняшний день в международной практике кроме Соглашения о применении статьи VII ГАТТ 1994 г. используются еще и нормы, разрабатываемые Всемирной таможенной организацией, а именно ее Техническим комитетом по таможенной оценке. Это нормы по разъяснению тех положений в Соглашении о применении статьи VII ГАТТ 1994 г., которые вызывают вопросы на практике. На сессиях Технического комитета по таможенной оценке собираются представители таможенных служб государств практически со всего мира, где с учетом своей правоприменительной практики они выносят на обсуждение те или иные вопросы из Соглашения, которые требуют дополнительных разъяснений. Затем эти разъяснения оформляются в виде соответствующих документов: консультационных заключений, комментариев или пояснительных примечаний. Эти нормы необходимы для обеспечения единообразного применения Соглашения всеми странами, они должны учитываться в национальных законодательствах.

Со времени вступления в силу Соглашению о применении ст. VII ГАТТ в связи с ним было возбуждено 17 процедур разрешения споров. Из них 11 споров были разрешены на этапе проведения консультаций, и лишь в 6 спорах потребовалось образование третейских судов с целью установления обстоятельств предполагаемых нарушений и подготовки докладов с рекомендациями по их устранению. Учитывая, что из 500 возбужденных процедур разрешения споров, на Соглашение о применении ст. VII ГАТТ пришлось лишь 6 споров, потребовавших создания третейских судов, выполнение данного Соглашения можно считать бесконфликтным, а его положения – не вызывающими особых разногласий и разночтений.

Таким образом международное право о таможенной стоимости в основном базируется на применении ст. VII ГАТТ.

Дополнительный материал по теме в разделе Таможенная стоимость

+7 920 717 69 98 (whatsapp, viber)    /   e-mail: [email protected]

whatsapp