Таможенный контроль происхождения товаров

  1. Особенности таможенного контроля происхождения товаров

В соответствии с ч. 1 статьи 21 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» таможенный контроль происхождения товаров включает контроль правильности определения происхождения товаров в целях обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования и иных мер в случаях, если применение таких мер зависит от происхождения товаров.

Таможенный контроль происхождения товаров может быть проведен как до, так и после выпуска товаров.

В статье 314 ТК ЕАЭС определены особенности таможенного контроля происхождения товаров.

Так, в части 1 указанной статьи определено, что при проведении таможенного контроля происхождения товаров проверяются документы о происхождении товаров, сведения о происхождении товаров, заявленные в таможенной декларации и (или) содержащиеся в представленных таможенным органам документах, в том числе достоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров, а также подлинность сертификатов о происхождении товаров, правильность их оформления и (или) заполнения.

Таможенный контроль происхождения товаров проводится в форме проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в соответствии со статьей 324 ТК ЕАЭС как до, так и после выпуска товаров.

При этом проверка таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении происхождения товаров начатая до выпуска товаров, проводится в соответствии со статьей 325 ТК ЕАЭС, а начатая после выпуска товаров, либо в иных случаях применения данной формы таможенного контроля — в соответствии со статьей 326 ТК ЕАЭС.

В ходе проверки таможенный орган сопоставляет сведения о наименовании и описании товара, его количестве, приведенные в декларации о происхождении товара или в сертификате о происхождении товара со сведениями, содержащимися в декларации на товары, иных документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, а также со сведениями, полученными из информационных систем, и из других источников, имеющихся в распоряжении таможенного органа на момент проведения проверки (например, информации, полученной от государственного органа или уполномоченной организации, выдавшей и (или) уполномоченной проверять сертификат о происхождении товара).

При этом описание товара в декларации о происхождении товара или в сертификате о происхождении товара должно быть достаточным для его идентификации таможенным органом с товаром, заявленным при таможенном декларировании.

Также таможенный орган проводит проверку на предмет правильности оформления, заполнения и подлинности декларации о происхождении товара или сертификата о происхождении товара.

Если по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлено, что декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара содержат недостоверные сведения, оформлены или заполнены с нарушением установленных требований и (или) не являются подлинными, такие документы не рассматриваются в качестве документов о происхождении товаров.

При этом наличие ошибок (опечаток), допущенных при заполнении декларации о происхождении товара или сертификата о происхождении товара, не влияющих на достоверность сведений, содержащихся в таких документах, и не ставящих под сомнение происхождение товара, не является основанием для нерассмотрения декларации о происхождении товара или сертификата о происхождении товара в качестве документов о происхождении товара.

Кроме того, таможенный орган вправе направлять запрос (запросы) в государственный орган или уполномоченную организацию, выдавшую и (или) уполномоченную проверять сертификат о происхождении товара, в целях проведения проверки достоверности сведений, содержащихся в сертификате о происхождении товара, а также подлинности сертификата о происхождении товара и (или) получения дополнительных документов и (или) сведений в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров.

Проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, начатая до выпуска товаров, завершается не позднее 30 календарных дней со дня получения таможенным органом ответов на указанные запросы, либо со дня истечения срока получения таких ответов.

Происхождение товара считается неподтвержденным в следующих случаях:

  • не представлены, в том числе при применении формы таможенного контроля проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, документы о происхождении товаров, если их представление является обязательным;
  • по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлена недостоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров;
  • по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлено, что сертификат о происхождении товара не является подлинным либо такой сертификат о происхождении товара оформлен и (или) заполнен с нарушением установленных требований;
  • государственным органом или уполномоченной организацией, выдавшей и (или) уполномоченной проверять сертификат о происхождении товара, в установленный срок, не представлены ответ на запрос таможенного органа, и (или) дополнительные документы, и (или) сведения;
  • по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлено, что декларация о происхождении товара оформлена с нарушением установленных требований;
  • по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров невозможно идентифицировать товар, указанный в документе о происхождении товара, с товаром, указанным в таможенной декларации;
  • ответ на запрос о верификации не содержит копий документов, на основании которых был выдан сертификат о происхождении товара или на основании которых оформлена декларация о происхождении товара, в случае если такие копии документов были запрошены таможенным органом;
  • уполномоченным органом не представлен ответ на запрос о верификации в установленный срок;
  • по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров невозможно установить подлинность сертификата о происхождении товара и (или) достоверность содержащихся в документах о происхождении товара сведений на основании полученного ответа на запрос о верификации;
  • фактический вес поставленного товара превышает вес, указанный в документе о происхождении товара, более чем на 5 процентов (при применении правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран).

При неподтверждении происхождения товаров, заявленного декларантом таможенному органу при таможенном декларировании, таможенный орган направляет (вручает) декларанту требование о внесении изменений в сведения, заявленные в таможенной декларации до выпуска товаров, или решение таможенного органа о внесении изменений в сведения, заявленные в таможенной декларации после выпуска товаров. Следствием такого требования может быть, например, отказ в предоставлении тарифных преференций.

При подтверждении впоследствии происхождения товаров меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка в случаях, когда применение таких мер зависело от происхождения товаров, применяются исходя из подтвержденного происхождения товаров. Например, в случае подтверждения впоследствии происхождения товара с территории развивающейся или наименее развитой страны, преференциальный режим в отношении такого товара будет восстановлен.

Если в таможенной декларации заявлено о том, что происхождение товаров неизвестно либо происхождение товаров считается неподтвержденным:

  • ввозные таможенные пошлины исчисляются исходя из ставок, установленных Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза;
  • специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины исчисляются исходя из наибольших ставок специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, установленных в отношении товара того же кода в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности и (или) наименования;
  • в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию применяются специальные экономические меры и (или) принудительные меры, предусмотренные Федеральным законом от 30 декабря 2006 года № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах и принудительных мерах», в случаях, если применение таких мер зависит от происхождения товаров;
  • в отношении товара применяются иные меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка в случаях, когда применение таких мер зависит от происхождения товаров.

При этом, в случае если в таможенной декларации заявлено о том, что происхождение товаров неизвестно, и при проведении таможенного контроля обнаружено, что в отношении декларируемых товаров могут применяться меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, зависящие от происхождения товаров, таможенный орган вправе запросить документы о происхождении товаров и провести проверку таких документов и содержащихся в них сведений.

  1. Верификация документов о происхождении товаров

Верификация (от лат. verum «истинный» + facere «делать») – проверка, подтверждение.

Целями верификации документов о происхождении товаров являются:

  • установление подлинности документа о происхождении товара;
  • установление достоверности содержащихся в документах о происхождении товара сведений;
  • получение дополнительных либо уточняющих сведений (в том числе о выполнении критерия определения происхождения товаров);
  • получение копий документов, на основании которых были выданы документы о происхождении товара.

Верификацию осуществляет уполномоченный в стране выдачи документа о происхождении товара орган (верифицирующий орган).

Требования к электронной системе верификации происхождения устанавливаются отдельным протоколом (меморандумом) между таможенным органом государства-члена Союза и уполномоченным (верифицирующим) органом. Электронная система верификации происхождения должна основываться на следующих основных положениях и принципах:

  • полнота, актуальность и достоверность сведений, содержащихся в электронной системе верификации о выданных уполномоченным органом (организацией) сертификатах о происхождении товара;
  • защита содержащихся в электронной системе верификации сведений от несанкционированного доступа, уничтожения, модификации или иных неправомерных действий;
  • надлежащее круглосуточное функционирование электронной системы верификации;
  • хранение в электронной системе верификации сведений о выданных сертификатах о происхождении товара в течение не менее 3 лет с даты их выдачи.

При обнаружении таможенным органом признаков того, что представленный документ о происхождении товара не выдавался или содержит недостоверные сведения, а также в целях выборочной проверки таможенный орган вправе направить в уполномоченный орган (организацию) и (или) верифицирующий орган запрос о верификации.

К запросу о верификации прилагается копия проверяемого документа о происхождении товара.

В запросе о верификации указываются причины его направления и другая дополнительная информация, указывающая, какие сведения в документе о происхождении товара могут быть недостоверными (за исключением случаев направления запроса о верификации в целях выборочной проверки).

Ответ на запрос о верификации должен поступить в таможенный орган в срок, не превышающий 6 месяцев с даты направления такого запроса, в противном случае такой документ не рассматривается в качестве документа о происхождении товара.

В целях проверки факта выдачи сертификата о происхождении товара и достоверности, содержащихся в нем сведений допускается использование таможенными органами электронных баз данных, создаваемых уполномоченными органами и размещаемых на соответствующем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

К странам, размещающим в Интернете в открытом доступе базы данных о выданных сертификатах о происхождении товара относятся: Нидерланды, Бельгия, Болгария, Финляндия, Иран, Португалия, Словакия, Южная Корея, ОАЭ, США, Бразилия, Китай, Франция, Италия, Норвегия, Сингапур, Словения, Швеция, Украина, Великобритания, Бельгия, Индия, Индонезия, Узбекистан, Нигерия, Грузия.

Дополнительный материал по теме в разделе Происхождение товаров

Видео по теме:

Таможенный контроль происхождения товаров

+7 920 717 69 98 (whatsapp, viber)    /   e-mail: [email protected]

whatsapp