Определение происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран (преференциальные правила)

  1. Правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран

Определение происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран необходимо в целях применения тарифных преференций. Товар, претендующий на применение тарифных преференций, должен быть признан происходящим из страны-пользователя единой системы тарифных преференций ЕАЭС.

В соответствии с п. 3 ст. 37 Договора о Евразийском экономическом союзе для целей предоставления тарифных преференций в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза из развивающихся или из наименее развитых, применяются Правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, утвержденные Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14.06.2018 № 60.

Происхождение товара — это принадлежность товара к стране, в которой товар был полностью получен, или произведен, или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями определения происхождения товаров. Под страной может пониматься группа стран, либо таможенный союз стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения происхождения товаров.

Товары признаются происходящими из страны-пользователя единой системы тарифных преференций ЕАЭС в случае, если такие товары:

  • полностью получены или произведены в стране;
  • подверглись достаточной переработке в стране в соответствии с критериями определения происхождения товаров (в случае если при производстве товара использовались иностранные материалы).

Полностью полученными или произведенными в стране-пользователе единой системы тарифных преференций ЕАЭС признаются товары, выращенные или добытые в стране, например, полезные ископаемые, продукция растительного происхождения, живые животные, родившиеся и выращенные в стране, продукция морского рыболовного промысла и др. Подробный перечень таких товаров приведен в п. 4 Правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14.06.2018 № 60.

В случае, если в процессе производства товаров участвует продукция, происходящая с территории иных государств, для целей подтверждения достаточной переработки в этой стране, применяется критерий, в соответствии с которым происхождение товара зависит от процентной доли непроисходящих (т.е. иностранных) материалов в цене произведенной продукции (такой критерий еще называют «правило адвалорной доли»).

Такая процентная доля стоимости непроисходящих (т.е. иностранных) материалов, использованных при выполнении операций по переработке, рассчитывается по следующей формуле:

Х = А/В × 100%,

где:

X — процентная доля стоимости (равна таможенной стоимости) непроисходящих (т.е. иностранных) материалов, использованных при выполнении операций по переработке;

A — стоимость непроисходящих (т.е. иностранных) материалов;

B — стоимость товара на условиях EXW «франко-завод».

Определение происхождения товаров из развивающихся стран предусматривает, что товар считается подвергшимся достаточной переработке в развивающейся стране, если стоимость непроисходящих (т.е. иностранных) материалов, использованных при выполнении операций по переработке в такой стране, не превышает 50 процентов стоимости товара, экспортируемого из развивающейся страны.

Например, в Монголии (развивающаяся страна) производят термосы, используя комплектующие (стеклянные колбы), произведенные в Новой Зеландии. При этом стоимость термоса на условиях EXW «франко-завод» составляет 12 долларов США, а стоимость иностранных комплектующих (стеклянных колб) составляет 3 доллара США. Таким образом процентная доля стоимости непроисходящих (т.е. иностранных) материалов составляет 25% (Х = 3/12 х 100% = 25%), а это означает, что критерий достаточной переработки выполняется, т.к. в стране производства термосов (Монголии) было сформировано более половины стоимости конечного товара (термосы), и товар будет признан происходящим с территории Монголии.

Также установлено, что если переработка товаров осуществлялась на территории нескольких развивающихся стран, товар будет считаться происходящим с территории той развивающейся страны, где выполнялись последние операции по их переработке.

Для товаров, подвергающихся переработке на территории наименее развитых стран установлены более либеральные значения адвалорной доли.

Так товар считается подвергшимся достаточной переработке в наименее развитой стране, если стоимость непроисходящих (т.е. иностранных) материалов, использованных при выполнении операций по переработке в такой стране, не превышает следующих значений (на дату выдачи документа о происхождении товара):

  • с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2024 г. включительно — 55 процентов стоимости товара, экспортируемого из наименее развитой страны;
  • с 1 января 2025 г. — 60 процентов стоимости товара, экспортируемого из наименее развитой страны.

Порядок расчета процентной доли стоимости непроисходящих (т.е. иностранных) материалов аналогичен, приведенному ранее порядку для развивающихся стран.

Также установлено, что если переработка товаров осуществлялась на территории нескольких наименее развитых стран, товар будет считаться происходящим с территории той наименее развитой страны, где выполнялись последние операции по их переработке.

При этом, несмотря на выполнение указанных выше критериев, ряд операций по переработке, которым подвергался товар не отвечает критериям определения происхождения товаров, и товар не будет считаться происходящим с территории того государства, где эти операции были осуществлены. К таким операциям относятся операции существенным образом не изменяющие основных свойств исходной продукции (например, операции по обеспечению сохранности товара; подготовке товара к продаже; операции по покраске и (или) полировке; разлив, фасовка; простые сборочные операции или разборка товара; убой животных и др.) Подробный перечень таких операций приведен в п. 7 Правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14.06.2018 № 60.

  1. Подтверждение происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран

В подтверждение происхождения товара в целях предоставления тарифных преференций представляется оригинал сертификата о происхождении товара, за исключением случаев, когда имеется договоренность о применении электронной системы верификации происхождения товаров, и в случае, когда таможенная стоимость партии товаров не превышает в эквиваленте 5 000 евро — может подтверждаться декларацией о происхождении товара.

Сертификат о происхождении товара оформляется по форме «А» (рисунки 1 и 2).

Определение происхождения товаров из развивающихся стран: форма бланка сертификата о происхождении А

Рисунок 1 — Форма бланка сертификата о происхождении товара формы «А»

Определение происхождения товаров из развивающихся стран: пример оформления сертификата формы А

Рисунок 2 – Пример оформления сертификата формы «А»

Сертификат о происхождении товара выдается уполномоченным органом (организацией) на одну партию товара.

Срок применения сертификата о происхождении товара в целях предоставления тарифных преференций составляет не более 12 месяцев.

Сертификат о происхождении товара заполняется на английском или французском языке и представляется таможенному органу на бумажном носителе в напечатанном виде.

При наличии договоренности между таможенным органом государства-члена и уполномоченным органом (организацией) о применении электронной системы верификации происхождения товаров, позволяющей осуществить проверку выдачи сертификата о происхождении товара и достоверности, содержащихся в нем сведений (электронная система верификации), оригинал сертификата о происхождении товара может не представляться. При этом реквизиты такого сертификата должны быть указаны в ДТ.

Описание товара в сертификате о происхождении товара должно быть достаточным для его идентификации таможенным органом государства-члена с товаром, заявленным при таможенном декларировании. Для этого, еще на этапе заключения внешнеторговой сделки, рекомендуется указать во внешнеторговом контракте требования к описанию товара в сертификате о происхождении.

Декларация о происхождении товара представляет собой коммерческий или любой другой документ, имеющий отношение к товару и содержащий сведения о происхождении товара, заявленные изготовителем, продавцом или отправителем страны происхождения товара или страны вывоза товара. Обычно в качестве декларации о происхождении товара используется инвойс (счет-фактура), также могут использоваться: товарно-транспортная накладная (CMR), коносамент, упаковочный лист и др.

В случае применения декларации о происхождении товара (когда таможенная стоимость партии товаров не превышает в эквиваленте 5 000 евро) она должна содержать одну из следующих записей:

  1. Запись в декларации о происхождении товара на английском языке:

«The  producer,  seller  or  consignor  of the products covered by this document declares that these products are of (Указывается название страны происхождения) preferential origin».

  1. Запись в декларации о происхождении товара на французском языке:

«Le  producteur,  le vendeur ou l’expediteur des produits indiques dans ce  document  declare  que ces produits sont de l’origine preferentielle de (Указывается название страны происхождения)«.

После данных записей указывается фамилия уполномоченного лица изготовителя, продавца или отправителя, проставляется подпись указанного лица, а также дата удостоверения декларации о происхождении товара.

Декларация о происхождении товара оформляется на одну партию товара.

Срок применения декларации о происхождении товара в целях предоставления тарифных преференций составляет не более 12 месяцев.

В случае выявления признаков того, что заявленные в декларации о происхождении товара сведения о происхождении товара являются недостоверными, таможенный орган государства-члена вправе запросить оригинал сертификата о происхождении товара.

Такой запрос должен быть обоснованным и должен содержать информацию, указывающую, какие сведения могут быть недостоверными.

Таможенные органы государств-членов могут потребовать перевод документа о происхождении товара. Допускается представление перевода документа о происхождении товара, заверенного декларантом.

Наличие ошибок (опечаток), допущенных при заполнении документа о происхождении товара, не влияющих на достоверность сведений, содержащихся в таком документе, и не ставящих под сомнение происхождение товаров, не является основанием для нерассмотрения его в качестве документа о происхождении товара.

Дополнительный материал по теме в разделе Происхождение товаров

Видео по теме:

Происхождение товаров из развивающихся стран

+7 920 717 69 98 (whatsapp, viber)    /   e-mail: 79207176998@ya.ru