Значимость правильного определения страны происхождения товаров породила необходимость согласовать на международно-правовом уровне общие принципы и правила ее определения. Международное регулирование происхождения товаров позволяет упорядочить деятельность соответствующих органов государственной власти и повышает объективность решений, принимаемых по вопросам определения страны происхождения товара для таможенных целей.
Впервые унифицированные правила, определяющие страну происхождения товара развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций, были разработаны и приняты на II и IV сессиях ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию) 1968 и 1976 г. Эти правила носили рекомендательный характер и не являлись международно-правовыми нормами. Однако они получили широкое распространение и легли в основу многих международных договоров, заключенных в рамках различных регионов мира.
Универсальные принципы определения страны происхождения товаров зафиксированы в Международной конвенции от 18 мая 1973 года «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур» (далее – Киотская конвенция).
В специальном приложении К «Происхождение товаров» Киотской конвенции дано определение в соответствии с которым: «страна происхождения товаров» означает страну, в которой товары были произведены или изготовлены в соответствии с критериями, предусмотренными для целей применения таможенного тарифа, количественных ограничений или любых других мер, относящихся к торговле.
В тех случаях, когда в производстве товаров участвовали две страны или более, происхождение этих товаров должно определяться в соответствии с критерием существенной переработки.
Также установлено, что документальное подтверждение происхождения должно требоваться только в тех случаях, когда оно необходимо для применения преференциальных таможенных пошлин, мер экономического или торгового характера, принимаемых в одностороннем порядке или в соответствии с двусторонними или многосторонними соглашениями, либо мер, принимаемых в целях обеспечения здоровья населения или общественного порядка.
В рамках ВТО было принято Соглашение по правилам происхождения (далее – Соглашение).
Согласной Соглашению: «под правилами происхождения понимается совокупность законов, нормативных актов и решений административных органов для общего применения, используемых любым членом для определения страны происхождения товаров».
Данные правила происхождения включают все правила происхождения, используемые при применении инструментов торговой политики, которые не связаны с предоставлением преференций, таких, как:
Они также включают правила происхождения товаров, используемые в целях осуществления правительственных закупок и в целях статистики внешней торговли.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Соглашения был учрежден Комитет по правилам происхождения, состоящий из представителей каждого из членов ВТО.
В соответствии с п. 2 ст. 4 Соглашения учрежден Технический комитет по правилам происхождения (далее – «Технический комитет») под эгидой СТС/ВТамО.
Функции Технического комитета включают следующее:
Таким образом международное регулирование происхождения товаров включает нормы общего характера. При этом на государственном или региональном уровнях устванавливаются более четкие правила определения происхождения товаров.
Для целей предоставления тарифных преференций в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза из государств, в торгово-экономических отношениях с которыми Союзом применяется режим свободной торговли, применяются правила определения происхождения товаров, установленные соответствующим международным договором Союза с третьей стороной, предусматривающим применение режима свободной торговли.
В настоящее время в рамках ЕАЭС заключены следующие соглашения о создании зоны свободной торговли:
При этом до вступления в силу Соглашения о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Республикой Сингапур применяются непреференциальные правила определения происхождения товаров, утвержденные Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 №49.
До вступления в силу Соглашения о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Республикой Сербией применяются правила, действующие в рамках Соглашений о свободной торговле с Республикой Сербия, подписанных в двустороннем порядке с Российской Федерацией, Республикой Казахстан и Республикой Казахстан, а именно:
Правовую основу действующей в настоящее время на пространстве СНГ зоны свободной торговли составляют Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года и Протокол к нему от 2 апреля 1999 года.
Базовым документом, определяющим порядок функционирования зоны свободной торговли в рамках Содружества Независимых Государств, должен стать Договор о зоне свободной торговли, подписанный в г. Санкт-Петербурге 18 октября 2011 г., который призван заменить Соглашение 1994 года.
Данный Договор подписан Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Молдова, Российской Федерацией ((с 1 января 2016 года не действует в отношении Украины)), Республикой Таджикистан и Украиной (со 2 января 2016 года не действует в отношении России). 31 мая 2013 г. к Договору присоединилась Республика Узбекистан.
Договор вступает в силу по истечении 30 дней с даты получения депозитарием третьего уведомления о выполнении подписавшими его Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.
К настоящему времени уведомление получено от Российской Федерации.
Любые международные договоренности о свободной торговле представляют собой преференциальные торговые соглашения и, как таковые, в обязательном порядке содержат правила определения страны происхождения товаров, пользующихся этими преференциями.
Со времени образования СНГ Правила принимались трижды.
Первоначальные Правила были утверждены Решением Совета глав правительств СНГ от 24 сентября 1993 года. Решение было подписано всеми государствами – участниками СНГ.
30 ноября 2000 года Решением Совета глав правительств СНГ была утверждена новая редакция Правил. Данное Решение не было подписано Туркменистаном и Республикой Узбекистан. Для них и в торговле других государств – участников СНГ с ними действующими остаются Правила 1993 года.
Правила 2000 года были дополнены Перечнем особых условий и операций, при выполнении которых товар, в производстве которого использованы импортные материалы, может считаться происходящим из государства – участника СНГ, в котором эти операции проводились (приложение 1 к Правилам).
В Правила 2000 года изменения и дополнения вносились 15 раз. В основном, эти изменения и дополнения касались приложения 1 к Правилам.
По инициативе Совета руководителей таможенных служб государств – участников СНГ в 2006 году началась подготовка новой редакции Правил определения страны происхождения товаров.
Итогом трехлетней работы экспертов стало подписание 20 ноября 2009 года главами правительств государств – участников СНГ (за исключением Туркменистана и Республики Узбекистан) Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств (далее – Соглашение), неотъемлемой частью которого являются новые Правила 2009 года.
Соглашение ратифицировано и вступило в силу для всех подписавших его государств. При подписании и ратификации Соглашения странами были сделаны оговорки, касающиеся применения критериев достаточной переработки отдельных товаров, так Российская Федерация включила оговорки относительно белого сахара, растительных масел и изделий из него.
Правила 2009 года содержат более четкие и однозначные положения и нормы, позволяющие значительно упорядочить деятельность торгово-промышленных палат и организаций, уполномоченных выдавать сертификат о происхождении товара формы СТ-1, таможенных органов государств – участников СНГ, а также минимизировать количество спорных вопросов, которые вызывались неоднозначностью трактовки положений прежних Правил.
Таким образом в рамках зоны свободной торговли стран СНГ происхождение товаров определяется в соответствии с:
Такое положение дел создает дополнительные сложности и неудобства при таможенном оформлении товаров в торговле с Туркменистаном и Узбекистаном.
Очевидно, что для эффективного функционирования режима свободной торговли, свободного движения товаров на пространстве СНГ целесообразно применение единого порядка определения страны происхождения товаров.
В этой связи статьей 4 нового Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года для определения страны происхождения товаров, находящихся в торговом обороте между Сторонами Договора предусмотрено применение Правил 2009 года.
Подводя итог можно отметить, что международное регулирование происхождения товаров в Российской Федерации включает в себя универсальные международные договоры и договоры, действующие в рамках ЕАЭС и СНГ.
Главная » Учебные материалы » Происхождение товаров » Международное регулирование происхождения товаров