Для защиты экономических интересов производителей товаров могут вводиться меры защиты внутреннего рынка:
Применение таких мер полностью соответствует нормам ВТО, так как государство не всегда может обеспечивать эффективную защиту своего внутреннего рынка, просто увеличивая размер ввозных таможенных пошлин, поскольку импортный тариф ее «связан» на уровне, определенном при присоединении этой страны к ВТО (выше зафиксированного уровня за некоторыми исключениями страна-член ВТО не имеют право повышать ставки таможенных пошлин). В этих условиях единственным эффективным инструментом обеспечения надлежащей защиты внутреннего рынка остаются меры защиты внутреннего рынка.
Необходимость введения мер защиты внутреннего рынка связана с противодействием недобросовестной конкуренции со стороны иностранных поставщиков (антидемпинговые и компенсационные меры) или резко возросшим импортом (специальные защитные меры).
Впервые законодательство, регулирующее применение антидемпинговых мер, появилось в Канаде в 1904 году. Вскоре после этого Австралия (1906) и США (1916) также начали применять антидемпинговые меры.
В 1947 году было подписано Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), в котором устанавливались общие правила применения мер защиты внутреннего рынка.
В настоящее время международно-правовую базу применения мер защиты внутреннего рынка составляют следующие положения ВТО:
а) статья VI ГАТТ;
б) Соглашение о применении статьи VI ГАТТ.
а) статьи VI и XVI ГАТТ;
б) Соглашение ВТО по субсидиям и компенсационным мерам.
а) статья XIX ГАТТ;
б) Соглашение ВТО о защитных мерах;
в) Соглашение по сельскому хозяйству (применяется в отношении специальных защитных мер в отношении с/х товаров).
Нормы, содержащиеся в этих соглашениях, как правило, инкорпорированы в национальное законодательство стран-членов ВТО.
В ЕАЭС порядок применения мер защиты внутреннего рынка установлен ст. 48-50 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. и Протоколом о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам (Приложение №8 к Договору о ЕАЭС).
Таким образом меры защиты внутреннего рынка получили широкое распространение за счет достаточно подробно описанной в законах процедуре введения таких мер, активного использования этого инструмента в международной практике и его признания со стороны ВТО и возможности применения таких мер, в том числе к станам, с которыми образована зона свободной торговли (например, в рамках СНГ).
Антидемпинговые меры являются самыми распространенными и популярными в мировой торговле, в том числе в ЕАЭС (таблица 1).
Таблица 1 — Меры защиты внутреннего рынка, действующие в ЕАЭС
Источник: сайт Евразийской экономической комиссии
При этом в отношении российских товаров в мире действует около 100 различного рода мер в таких странах, как ЕС, США, Индия, Китай, Австралия, Индонезия, Бразилия, ЮАР, Украина и т.д. В первую очередь, страдают такие ориентированные на экспорт отрасли, как металлургическая и химическая.
Введению специальной защитной, антидемпинговой или компенсационной меры при импорте товара предшествует расследование, проводимое в целях установления:
Уполномоченным органом на проведение расследований является Департамент защиты внутреннего рынка Евразийской экономической комиссии.
Механизм установления мер включает 3 этапа.
На первом этапе необходимо заявление, поданное в Департамент защиты внутреннего рынка. На основании данного заявления Департамент защиты внутреннего рынка проводит соответствующее расследование и готовит предложение о применении специальной защитной, антидемпинговой или компенсационной меры.
Причинами подачи заявления, например, могут быть:
Заявление может подаваться производителем товара в ЕАЭС либо группой производителей или объединением производителей, если в число такого объединения входят производители существенной доли, но не менее 25 % от общего объема производства рассматриваемого товара в Союзе.
Кроме того, к заявлению должны быть приложены доказательства поддержки заявления другими производителями (письма, в котором они выражают свое согласие с предлагаемым введением специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер).
Департамент защиты внутреннего рынка рассматривает заявление в течение 30 календарных дней с даты его регистрации, но в случае необходимости получения дополнительных сведений от заявителя такой срок может быть продлен, но во всех случаях он не может превышать 60 календарных дней.
По результатам рассмотрения заявления Департамент защиты внутреннего рынка может принять следующие решения:
При проведении расследования Департамент защиты внутреннего рынка должен собрать объективную информацию о состоянии производителей рассматриваемого товара в ЕАЭС, факторах, влияющих на их экономические и финансовые показатели, а также о фактических показателях и условиях импорта аналогичного (непосредственно конкурирующего) товара на территорию Союза в целях подготовки заключения о наличии либо отсутствии оснований для применения мер защиты внутреннего рынка.
После начала расследования Департамент защиты внутреннего рынка в возможно короткий срок направляет уполномоченному органу экспортирующей третьей страны и известным ему экспортерам (если их количество незначительно) информацию о начале расследования.
В целях проведения расследования к заинтересованным лицам относятся:
У заинтересованных лиц есть право:
В ходе расследований Департамент защиты внутреннего рынка вправе запрашивать необходимую ему для целей проведения расследования информацию у заинтересованных лиц и органов государственной власти (управления) государств-членов ЕАЭС.
Так Департамент защиты внутреннего рынка направляет известным ему экспортерам и (или) производителям товара, являющегося объектом расследования, перечень вопросов, на которые они должны ответить.
Перечень вопросов направляется также производителям аналогичного или непосредственно конкурирующего товара (в случае проведения специального защитного расследования) либо аналогичного товара (в случае проведения антидемпингового или компенсационного расследования) в государствах-членах.
В случае необходимости перечень вопросов может быть направлен также импортерам и потребителям товара, являющегося объектом расследования.
Уполномоченные органы государств-членов, дипломатические и торговые представительства государств-членов, представляют в Департамент защиты внутреннего рынка следующую информацию:
Срок проведения расследования не должен превышать:
По результатам расследования на основании предложений Департамента защиты внутреннего рынка Коллегией Евразийской экономической комиссии может быть принято решение о введении специальной защитной, антидемпинговой и компенсационной меры.
При этом специальная, антидемпинговая и компенсационная пошлины, установленные по результатам соответствующих расследований, взимаются вместе с ввозной таможенной пошлиной, а не заменяют ее.
Информация о проводимых и завершенных расследованиях публикуется на сайте Евразийской экономической комиссии (таблица 2).
Таблица 2 – Расследования, проводимые в ЕАЭС
Источник: сайт Евразийской экономической комиссии
Главная » Учебные материалы » Запреты и ограничения внешнеторговой деятельности » Меры защиты внутреннего рынка