Аналитика
Результаты контроля таможенной стоимости таможенными органами Российской Федерации

Контроль таможенной стоимости в основном проводятся в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза.

Так импорт России составил в 2019 году 244 млрд. долларов США и увеличился по сравнению с 2018 годом на 6 млрд. долларов США или на 2,2% (рисунок 1).

Динамика импорта товаров в Российской Федерации в 2017 – 2019 годах, в миллиардах долларов США

Рисунок 1 — Динамика импорта товаров в Российской Федерации в 2017 – 2019 годах, в миллиардах долларов США

Составлено по данным: Таможенная служба Российской Федерации в 2019 г.

По итогам 2019 года сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, составила 5 729,1 млрд. рублей, что на 334,1 млрд. рублей или на 5,5% меньше по сравнению с 2018 годом (рисунок 2).

Динамика таможенных платежей в Российской Федерации в 2017 – 2019 годах, в миллиардах рублей

Рисунок 2 — Динамика таможенных платежей в Российской Федерации в 2017 – 2019 годах, в миллиардах рублей

Составлено по данным: Таможенная служба Российской Федерации в 2019 г. 

В том числе:

  • налог на добавленную стоимость – 2 613,4 млрд. рублей (в 2018 году – 2 255,5 млрд. рублей);
  • ввозные таможенные пошлины – 618,2 млрд. рублей (в 2018 году – 578,6 млрд. рублей);
  • вывозные таможенные пошлины – 2 291,3 млрд. рублей (в 2018 году – 3 025,7 млрд. рублей);
  • акцизы при ввозе товаров – 88,8 млрд. рублей (в 2018 году – 95,2 млрд. рублей);
  • таможенные пошлины, налоги, уплачиваемые физическими лицами, – 25,0 млрд. рублей (в 2018 году – 16,3 млрд. рублей);
  • таможенные сборы – 20,0 млрд. рублей (в 2018 году – 20,3 млрд. рублей);
  • иные платежи – 72,4 млрд. рублей (в 2018 году – 71,6 млрд. рублей).

Задание по формированию доходов федерального бюджета выполнено на 101,59%.

В рамках реализации задач, определенных Комплексной программой развития ФТС России на период до 2020 года, ФТС России проведен ряд мероприятий, направленных на обеспечение таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС и декларируемых таможенным органам. Проведена системная работа, направленная на повышение качества администрирования процессов контроля таможенной стоимости и обеспечение единообразия при его осуществлении, в том числе в рамках применения СУР.

В целях совершенствования СУР при осуществлении таможенного контроля таможенной стоимости ФТС России проведена работа, направленная на обеспечение возможности формирования профилей рисков по направлению контроля таможенной стоимости на основе отчетов системы Автоматизированного контроля таможенной стоимости (ИСС «Малахит»). В результате этой работы обеспечена возможность использования динамических стоимостных индикаторов риска в отношении декларируемых товаров с существенным отклонением величины заявленной таможенной стоимости от стоимости идентичных (однородных) товаров.

ФТС России начиная с 2011 года проводится работа по унификации подходов и обеспечению единообразия при администрировании таможенного контроля таможенной стоимости товаров на всей территории ЕАЭС в рамках деятельности рабочей группы при ОКТС по развитию СУР в таможенных органах государств – членов ЕАЭС, в результате которой унифицируются критерии рисков и определяются области рисков.

В заседании рабочей группы принимают участие должностные лица таможенных служб Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации.

В ходе встреч стороны обсуждают результаты обмена информацией о выявленных рисках, рассматривают предложения по критериям оценки рисков и мерам по их минимизации при транзите, предложения по унификации и актуализации индикаторов рисков и другие вопросы применения системы управления рисками и контроля таможенной стоимости. Одной из основных задач проведения подобных мероприятий является выработка унифицированных подходов к управлению рисками в целях их применения в национальных системах управления рисками.

Унификация методологических и практических вопросов реализации СУР по направлению контроля таможенной стоимости направлена на обеспечение уплаты таможенных платежей в полном объеме и создание равных конкурентных условий для осуществления внешнеэкономической деятельности на всей территории ЕАЭС. ФТС России проводилась системная работа, направленная на повышение качества администрирования процессов контроля таможенной стоимости, и обеспечение единообразия при его осуществлении, в том числе в рамках применения СУР.

Рабочей группой в 2019 году были проведены мероприятия по определению и поддержанию в актуальном состоянии перечня категорий товаров, наиболее значимых при контроле таможенной стоимости товаров и обеспечении собираемости таможенных платежей, разработке единых подходов к применению мер по минимизации рисков, подготовке и рассмотрению предложений о разработке профилей рисков в целях их применения всеми таможенными службами, обмену опытом в части инструментов СУР, используемых при проведении таможенного контроля.

Дальнейшая работа в данном направлении будет продолжена в соответствии с планом работы Рабочей группы на 2020 год, утвержденным решением ОКТС от 21 ноября 2019 г. № 33/2.

По результатам проведения контроля таможенной стоимости товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС и помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в 183 тыс. ДТ были внесены изменения в сведения о таможенной стоимости товаров (в 2018 г. – 163 тыс.) (рисунок 3), в результате которых дополнительно взыскано в федеральный бюджет более 20,6 млрд. рублей, что на 0,3 млрд. рублей больше чем в 2018 году (20,3 млрд. рублей) (рисунок 4).

Динамика количества ДТ, в которые были внесены изменения о таможенной стоимости товаров в 2017 – 2019 годах, в тысячах штук

Рисунок 3 — Результаты контроля таможенной стоимости: динамика количества ДТ, в которые были внесены изменения о таможенной стоимости товаров в 2017 – 2019 годах, в тысячах штук

Составлено по данным: Таможенная служба Российской Федерации в 2019 г. 

Динамика дополнительно взысканных таможенных платежей по результатам контроля таможенной стоимости в 2017 – 2019 годах, в миллиардах рублей

Рисунок 4 — Результаты контроля таможенной стоимости: динамика дополнительно взысканных таможенных платежей по результатам контроля таможенной стоимости в 2017 – 2019 годах, в миллиардах рублей

Составлено по данным: Таможенная служба Российской Федерации в 2019 г. 

Несмотря на то, что в 2017 и 2019 годах было внесено одинаковое количество изменений в ДТ в части таможенной стоимости, наблюдается снижение результативности проводимых контрольных мероприятий в расчете на оду декларацию на товары, в которые были внесены изменения о таможенной стоимости (рисунок 5).

Результаты контроля таможенной стоимости в расчете на оду ДТ, в тысячах рублей

Рисунок 5 – Результаты контроля таможенной стоимости в расчете на оду ДТ, в тысячах рублей

Составлено по данным: Таможенная служба Российской Федерации в 2019 г. 

При обжаловании решений таможенных органов в судебном порядке в 2019 г. на долю исков об оспаривании решений по таможенной стоимости приходится 18,3 %, а на долю исков о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей в связи с корректировкой таможенной стоимости товаров – 3,4 % (рисунок 6).

Основные категории решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, обжалованных в судебном порядке в 2019 году

Рисунок 6 — Основные категории решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, обжалованных в судебном порядке в 2019 году

Составлено по данным: Таможенная служба Российской Федерации в 2019 г. 

В общем количестве решений, действий (бездействия), рассмотренных по существу в рамках жалоб, 86,7% составляют решения, действия (бездействие), принятые (совершенные) при определении таможенной стоимости и взимании таможенных пошлин, налогов, сборов.

Основными категориями решений, отмененных (измененных) в порядке ведомственного контроля, были решения, принятые при классификации товаров и определении происхождения товаров (59,7% от общего количества отмененных (измененных) решений за 2019 год), а также при контроле таможенной стоимости товаров и взимании таможенных платежей (33% от общего числа отмененных (измененных) решений за 2019 год).

При этом произошло снижение на 37,5% сумм, возвращенных из федерального бюджета таможенных платежей по решениям судебных органов и по результатам проведенного ведомственного контроля – с 1,6 млрд. рублей в 2018 году до 1 млрд. рублей в 2019 году, а в 2018 году — в 3,5 раза, с 5,6 млрд. рублей в 2017 году до 1,6 млрд. рублей в 2018 году (рисунок 7).

Динамика возвращенных из федерального бюджета таможенных платежей в 2017 – 2019 годах, в миллиардах рублей

Рисунок 7 — Результаты контроля таможенной стоимости: динамика возвращенных из федерального бюджета таможенных платежей в 2017 – 2019 годах, в миллиардах рублей

Составлено по данным: Таможенная служба Российской Федерации в 2019 г. 

Важность результатов рассмотрения судами дел, связанных с обжалованием решений, действий (бездействия) таможенных органов и (или) их должностных лиц при определении, заявлении и контроле таможенной стоимости товаров, связана, прежде всего, с тем, что данные дела по-прежнему остаются самыми многочисленными и сложными при формировании доказательственной базы и отстаивании законности оспариваемых решений в суде.

 
Дополнительный материал по теме в разделе

+7 920 717 69 98 (whatsapp, viber)    /   e-mail: info@customsspec.ru