Аналитика
Применение тарифных преференций

Применение тарифных преференций связано с уплатой ввозной таможенной пошлины.

Общая сумма предоставленных льгот по уплате таможенных платежей составила в 2019 году 439,41 млрд. рублей и увеличилась по сравнению с 2018 годом на 20,8% (в 2018 году – 363,9 млрд. рублей) (рисунок 1).

Динамика льгот по уплате таможенных платежей в 2017-2019 годах, в миллиардах рублей

Рисунок 1 – Применение тарифных преференций: динамика льгот по уплате таможенных платежей в 2017-2019 годах, в миллиардах рублей

Составлено по данным: Таможенная служба Российской Федерации в 2019 г.

Основная доля льгот по уплате таможенных платежей, предоставленных в 2019 году, приходилась на льготы, предоставленные в отношении следующих категорий товаров:

  • товары, перемещаемые в рамках соглашений о разделе продукции, – 143,61 млрд. рублей (25,6% от общей суммы предоставленных льгот);
  • углеводороды, полученные при разработке морских месторождений, – 65,67 млрд. рублей (14,95 % от общей суммы предоставленных льгот);
  • природный газ, поставляемый в Турцию (Соглашение «Голубой поток») – 62,83 млрд. рублей (14,3% от общей суммы предоставленных льгот);
  • нефть сырая, полученная (произведенная) при осуществлении деятельности по добыче углеводородного сырья на участке недр10, – 52,76 млрд. рублей (12% от общей суммы предоставленных льгот);
  • медицинские товары (медицинские изделия, товары для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, линзы, очки и оправы для очков, протезно-ортопедические изделия, а также сырье и комплектующие для их производства) – 33,84 млрд. рублей (7,7% от общей суммы предоставленных льгот);
  • суда, подлежащие регистрации в Российском международном реестре судов, — 31,91 млрд. рублей (7,3% от общей суммы предоставленных льгот);
  • технологическое оборудование, аналоги которого не производятся в Российской Федерации, – 21,34 млрд. рублей (4,9 % от общей суммы предоставленных льгот).

Наблюдается положительная динамика поступления сумм ввозных таможенных пошлин в бюджет (рисунок 2).

Динамика ввозных таможенных пошлин в 2017-2019 годах, в миллиардах рублей

Рисунок 2 – Применение тарифных преференций: динамика ввозных таможенных пошлин в 2017-2019 годах, в миллиардах рублей

Составлено по данным: Таможенная служба Российской Федерации в 2019 г.

Основные усилия таможенных органов при контроле предоставления тарифных преференций направлены на контроль происхождения товаров.

В 2019 году таможенными органами принято 9 952 решения о корректировке сведений о происхождении товаров, что в 3,4 раза больше по сравнению с 2018 годом (2 906 решений) (рисунок 3).

Динамика решений о корректировке сведений о происхождении товаров в 2015 – 2019 годах

Рисунок 3 – Применение тарифных преференций: динамика решений о корректировке сведений о происхождении товаров в 2015 – 2019 годах

Составлено по данным: Таможенная служба Российской Федерации в 2019 г.

Дополнительно начислено таможенных платежей на основании решений таможенных органов о корректировке сведений о происхождении товаров на общую сумму 967 млн. рублей, что в 8 раз больше по сравнению с 2018 годом (118,9 млн. рублей) (рисунок 4).

Динамика доначисленных таможенных платежей на основании решений о корректировке происхождения товаров в 2015 – 2019 годах, в миллионах рублей

Рисунок 4 – Применение тарифных преференций: динамика доначисленных таможенных платежей на основании решений о корректировке происхождения товаров в 2015 – 2019 годах, в миллионах рублей

Составлено по данным: Таможенная служба Российской Федерации в 2019 г.

В последние годы отмечается повышение результативности принятых решений о корректировке сведений о происхождении товаров (рисунок 5).

Применение тарифных преференций: результативность принятых решений о корректировке сведений о происхождении товаров в 2015 – 2019 годах, в тысячах рублей

Рисунок 5 – Применение тарифных преференций: результативность принятых решений о корректировке сведений о происхождении товаров в 2015 – 2019 годах, в тысячах рублей

Составлено по данным: Таможенная служба Российской Федерации в 2019 г.

ФТС России продолжена работа по созданию и внедрению электронной системы верификации происхождения товаров, которая позволяет таможенным органам оперативно (в режиме онлайн) осуществлять проверку фактов выдачи сертификатов о происхождении товаров, а также проверку достоверности, содержащейся в них информации.

В целях обеспечения совместного эффективного сотрудничества с таможенными службами иностранных государств подготовлены проекты соглашений о взаимном применении электронной системы верификации происхождения товаров со следующими странами:

Бельгия, Испания, Китайская Народная Республика – в рамках сертификатов о происхождении товаров общей формы (непреференциальных сертификатов происхождения товаров);

Аргентина, Венесуэла, Египет, Индонезия, Иордания, Колумбия, Мадагаскар, Эфиопия, Нигерия, Парагвай, Перу, Сирия, Турция, Уругвай, Чили, Эквадор, Марокко – в рамках сертификатов о происхождении товаров формы «А».

Доработаны проекты соглашений о применении электронной системы верификации с Азербайджаном, Молдавией и Таджикистаном (в рамках сертификатов о происхождении товаров формы «СТ-1»).

Представители ФТС России в составе переговорных делегаций ЕАЭС принимали участие в разработке проектов правил определения происхождения товаров в рамках соглашений о свободной торговле между ЕАЭС и отдельными странами (Египет, Израиль, Индия). В 2019 году подписаны соглашения о свободной торговле с Сербией и Сингапуром, вступило в силу соглашение о свободной торговле между ЕАЭС и Ираном.

Предусмотрено включение в уже подписанные и вновь разрабатываемые соглашения нормы, позволяющей не требовать представления в таможенный орган при таможенном декларировании в электронной форме оригиналов сертификатов для целей предоставления тарифных преференций, а также иных механизмов, направленных на возможность осуществления таможенными органами эффективного контроля за обоснованностью предоставления тарифных преференций.

При непосредственном участии ФТС России подготовлены изменения в Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года.

В 2019 году вступили в силу Правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС (непреференциальные правила определения происхождения товаров), и Правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран.

Общая сумма тарифных преференций, предоставленных таможенными органами в 2019 году в отношении товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, а также стран, с которыми у Российской Федерации подписаны соглашения о свободной торговле, составила 29,1 млрд. рублей, что на 3,2% больше по сравнению с 2018 годом (28,2 млрд. рублей) (рисунок 6).

Применение тарифных преференций: общая сумма тарифных преференций, предоставленных таможенными органами в 2015 - 2019 годах, в миллиардах рублей

Рисунок 6 – Применение тарифных преференций: общая сумма тарифных преференций, предоставленных таможенными органами в 2015 — 2019 годах, в миллиардах рублей

Составлено по данным: Таможенная служба Российской Федерации в 2019 г.

При контроле обоснованности предоставления тарифного преференциального режима таможенными органами в 2019 году было отказано в предоставлении (восстановлении) тарифных преференций по 5 737 ДТ (рисунок 7) на общую сумму 733,8 млн. рублей (в 2018 году – по 5 747 ДТ на сумму 780,3 млн. рублей) (рисунок 8).

Применение тарифных преференций: количество решений об отказе в предоставлении (восстановлении) тарифных преференций в 2015 - 2019 годах

Рисунок 7 – Применение тарифных преференций: количество решений об отказе в предоставлении (восстановлении) тарифных преференций в 2015 — 2019 годах

Составлено по данным: Таможенная служба Российской Федерации в 2019 г.

Применение тарифных преференций: общая сумма тарифных преференций, по которым было принято решение об отказе в их предоставлении в 2015 – 2019 годах, в миллионах рублей

Рисунок 8 – Применение тарифных преференций: общая сумма тарифных преференций, по которым было принято решение об отказе в их предоставлении в 2015 – 2019 годах, в миллионах рублей

Составлено по данным: Таможенная служба Российской Федерации в 2019 г.

 
Дополнительный материал по теме в разделе

+7 920 717 69 98 (whatsapp, viber)    /   e-mail: info@customsspec.ru