Аналитика
Анализ таможенных платежей

Анализ таможенных платежей показал, что по итогам 2019 года сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, составила 5 729,1 млрд. рублей, что на 334,1 млрд. рублей или на 5,5% меньше по сравнению с 2018 годом.

В том числе:

  • налог на добавленную стоимость – 2 613,4 млрд. рублей (в 2018 году – 2 255,5 млрд. рублей);
  • ввозные таможенные пошлины – 618,2 млрд. рублей (в 2018 году – 578,6 млрд. рублей);
  • вывозные таможенные пошлины – 2 291,3 млрд. рублей (в 2018 году – 3 025,7 млрд. рублей);
  • акцизы при ввозе товаров – 88,8 млрд. рублей (в 2018 году – 95,2 млрд. рублей);
  • таможенные пошлины, налоги, уплачиваемые физическими лицами – 25,0 млрд. рублей (в 2018 году – 16,3 млрд. рублей);
  • таможенные сборы – 20,0 млрд. рублей (в 2018 году – 20,3 млрд. рублей);
  • иные платежи – 72,4 млрд. рублей (в 2018 году – 71,6 млрд. рублей).

Задание по формированию доходов федерального бюджета выполнено на 101,59 % (рисунок 1).

Анализ таможенных платежей: выполнение задания по администрируемым ФТС России доходам, в миллиардах рублей

Рисунок 1 — Анализ таможенных платежей: выполнение задания по администрируемым ФТС России доходам, в миллиардах рублей

Источник: Таможенная служба Российской Федерации в 2019 г.

Динамика перечислений таможенных и иных платежей, администрируемых ФТС России, в доход федерального бюджета в 2012 – 2019 годах представлена на рисунке 2.

Анализ таможенных платежей: динамика перечислений таможенных и иных платежей, администрируемых ФТС России, в доход федерального бюджета в 2012 – 2019 годах, в миллиардах рублей

Рисунок 2 — Анализ таможенных платежей: динамика перечислений таможенных и иных платежей, администрируемых ФТС России, в доход федерального бюджета в 2012 – 2019 годах, в миллиардах рублей

Составлено по данным: Таможенная служба Российской Федерации в 2019 г.

Анализ уплаты таможенных платежей показал, что при ввозе товаров наблюдается положительная динамика (рисунок 3), а при вывозе товаров – отрицательная (рисунок 4).

Анализ таможенных платежей: динамика перечислений таможенных платежей в доход федерального бюджета при импорте в 2012 – 2019 годах, в миллиардах рублей

Рисунок 3 — Анализ таможенных платежей: динамика перечислений таможенных платежей в доход федерального бюджета при импорте в 2012 – 2019 годах, в миллиардах рублей

Составлено по данным: Таможенная служба Российской Федерации в 2019 г.

динамика перечислений таможенных платежей в доход федерального бюджета при экспорте в 2012 – 2019 годах, в миллиардах рублей

Рисунок 4 — Анализ таможенных платежей: динамика перечислений таможенных платежей в доход федерального бюджета при экспорте в 2012 – 2019 годах, в миллиардах рублей

Составлено по данным: Таможенная служба Российской Федерации в 2019 г.

В 2019 г. ФТС России проведена работа, направленная на повышение эффективности таможенного администрирования и внедрение передовых информационных технологий в целях оптимизации процесса уплаты таможенных платежей.

Во всех таможенных органах применялась технология удаленной уплаты таможенных платежей лицами, осуществляющими декларирование товаров в электронной форме. За 2019 год сумма таможенных и иных платежей, уплаченных с применением технологии удаленной уплаты, составила 1 226,16 млрд. рублей (21,4% от общей суммы таможенных и иных платежей, перечисленных в федеральный бюджет) и увеличилась по сравнению с аналогичным показателем 2018 года на 39,9% (в 2018 году – 876,26 млрд. рублей и 535,19 млрд. рублей в 2017 году) (рисунок 5).

динамика уплаты таможенных и иных платежей, с применением технологии удаленной уплаты, в миллиардах рублей

Рисунок 5 – Анализ таможенных платежей: динамика уплаты таможенных и иных платежей, с применением технологии удаленной уплаты, в миллиардах рублей

Составлено по данным: Таможенная служба Российской Федерации в 2019 г.

С применением указанной технологии уплачено 93,3% от общей суммы таможенных и иных платежей с применением микропроцессорных пластиковых карт (в 2018 году – 82,4%).

С 1 июля 2019 года завершился перевод в единый ресурс лицевых счетов плательщиков таможенных пошлин, налогов, то есть всех плательщиков таможенных пошлин (налогов), которым присвоен идентификационный номер налогоплательщика (далее – ИНН).

По состоянию на 31 декабря 2019 года в ресурсе ЕЛС открыто 396 454 единых лицевых счета плательщиков таможенных пошлин (налогов) (рисунок 6), в том числе:

  • 164 587 единых лицевых счетов российских юридических лиц;
  • 615 единых лицевых счетов иностранных юридических лиц, состоящих на налоговом учете в Российской Федерации;
  • 231 252 единых лицевых счета российских физических лиц и индивидуальных предпринимателей.

количество открытых лицевых счетов в 2017-2019 годах

Рисунок 6 – Анализ таможенных платежей: количество открытых лицевых счетов в 2017-2019 годах

Составлено по данным: Таможенная служба Российской Федерации в 2019 г.

В 2018 году по заявлениям участников ВЭД открыто 77 278 единых лицевых счетов плательщиков таможенных пошлин, налогов. Общая сумма денежных средств, уплаченных в счет таможенных и иных платежей юридическими лицами-плательщиками, использующими ресурс ЕЛС, составила 4 577,87 млрд. рублей (74,3% от общей суммы денежных средств, уплаченных юридическими лицами в счет таможенных и иных платежей) (рисунок 7).

доля уплаченных платежей в федеральный бюджет с использованием технологии единых лицевых счетов

Рисунок 7 — Анализ таможенных платежей: доля уплаченных платежей в федеральный бюджет с использованием технологии единых лицевых счетов

Источник: Таможенная служба Российской Федерации в 2019 г.

Доля денежных средств, уплаченных в счет таможенных и иных платежей юридическими лицами, состоящими на учете в налоговых органах Российской Федерации, составила в 2019 году 100% от общей суммы денежных средств, уплаченных юридическими лицами.

В 2019 году проведена доработка сервисов АПС «Личный кабинет участника ВЭД» (далее – Личный кабинет участника ВЭД), в котором в электронном виде размещаются документы по взысканию задолженности участников ВЭД (уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей и пеней, уведомления о взыскании таможенных платежей за счет денежного залога и за счет авансовых платежей), а также информация о лицах, в отношении которых действуют решения о приостановлении операций по счетам плательщика (лица, несущего солидарную обязанность) в банке и переводов его электронных денежных средств. С 4 августа 2019 года уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей и пеней направляются лицам, имеющим доступ в Личный кабинет участника ВЭД, только в электронном виде через личный кабинет плательщика. С 25 февраля 2019 года взыскание задолженности по таможенным платежам и пеням осуществляется исходя из принципа налогового учета плательщика. ФТС России разработан Порядок использования автоматизированной подсистемы учета и контроля задолженности по уплате таможенных платежей Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов должностными лицами отделов таможенных платежей.

С января 2019 года таможенные органы работают в условиях сниженной нормы ввоза товаров для личного пользования, перемещаемых в рамках международной электронной торговли, с 1000 евро до 500 евро в месяц.

По итогам 2019 года в отношении данной категории товаров уплачено 942,8 млн. рублей, что в 2,8 раза больше, чем в 2018 году (325,3 млн. рублей).

Количество отправлений, выпущенных с уплатой таможенных платежей, увеличилось в 4 раза с 57 735 шт. до 248 357 шт.

При оформлении экспресс-грузов ФТС России внедрила для использования физическими лицами технологию удаленной уплаты таможенных платежей, которая позволяет им получать квитанцию для уплаты платежей в электронном виде в личном кабинете либо на сайте оператора таможенных платежей и оплачивать платежи с любого мобильного устройства, не являясь для этого в таможню.

В 2019 году началось применение новой технологии уплаты таможенных платежей в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях (далее – МПО), которая позволяет покупателю перечислять денежные средства в счет будущих таможенных платежей непосредственно в момент покупки в зарубежном интернет-магазине.

При этом уплата таможенных платежей осуществляется от имени физических лиц назначенным оператором почтовой связи с использованием авансовых платежей.

За 2019 год с применением данной технологии уплачено 6,7 млн. рублей в отношении 2 353 МПО. При этом объемы уплаченных таможенных платежей ежемесячно увеличиваются.

В условиях дальнейшего снижения не облагаемых платежами норм именно эта технология представляется наиболее перспективной как в отношении МПО, так и в отношении экспресс-грузов.

Для целей распространения данной технологии на экспресс-грузы ФТС России подготовлены предложения по внесению дополнений в Федеральный закон № 289-ФЗ, а также проект приказа Минфина России.

С 1 января 2020 года не облагаемая таможенными платежами норма снижена с 500 евро за календарный месяц до 200 евро за одно отправление.

Поручением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2019 г. № ДМ-П2-10367р поручено рассмотреть на площадке Евразийской экономической комиссии вопрос дальнейшего снижения необлагаемых таможенными платежами норм ввоза товаров для личного пользования, перемещаемых в рамках международной электронной торговли.

По состоянию на 1 января 2020 года общая сумма задолженности участников ВЭД по таможенным платежам и пеням перед таможенными органами составила 26,8 млрд. рублей, в том числе по таможенным платежам – 21,6 млрд. рублей, по пеням – 5,2 млрд. рублей. По сравнению с 2018 годом общая сумма задолженности по таможенным платежам и пеням уменьшилась на 22,4 млрд. рублей или на 45,5% (рисунок 8).

Анализ таможенных платежей: динамика состояния задолженности по уплате таможенных платежей и пеней в 2012 – 2019 годах, в миллиардах рублей

Рисунок 8 — Анализ таможенных платежей: динамика состояния задолженности по уплате таможенных платежей и пеней в 2012 – 2019 годах, в миллиардах рублей

Источник: Таможенная служба Российской Федерации в 2019 г.

За 2019 год таможенными органами было взыскано таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней на сумму 22,2 млрд. рублей, в том числе таможенных платежей – 20,7 млрд. рублей, пеней – 1,5 млрд. рублей. По сравнению с 2018 годом сумма взысканной задолженности по уплате таможенных платежей и пеней увеличилась на 9,7 млрд. рублей или в 1,8 раза (рисунок 9).

динамика взыскания таможенных платежей и пеней в 2017 – 2019 годах, в миллиардах рублей

Рисунок 9 — Анализ таможенных платежей: динамика взыскания таможенных платежей и пеней в 2017 – 2019 годах, в миллиардах рублей

Составлено по данным: Таможенная служба Российской Федерации в 2019 г.

В результате применения мер по минимизации рисков в рамках системы управления рисками таможенными органами в 2019 году дополнительно взыскано 32 млрд. рублей, что на 10,5 млрд. рублей больше, чем в 2018 году (21,5 млрд. рублей) (рисунок 10).

динамика взыскания таможенных платежей в результате применения мер по минимизации рисков в 2017 – 2019 годах, в миллиардах рублей

Рисунок 10 — Анализ таможенных платежей: динамика взыскания таможенных платежей в результате применения мер по минимизации рисков в 2017 – 2019 годах, в миллиардах рублей

Составлено по данным: Таможенная служба Российской Федерации в 2019 г.

По результатам проведения контроля таможенной стоимости товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС, в 2019 году дополнительно взыскано в федеральный бюджет 20,6 млрд. рублей, что на 0, 3 млрд. рублей меньше, чем в 2018 году (рисунок 11).

динамика взыскания таможенных платежей в результате контроля таможенной стоимости в 2017 – 2019 годах, в миллиардах рублей

Рисунок 11 — Анализ таможенных платежей: динамика взыскания таможенных платежей в результате контроля таможенной стоимости в 2017 – 2019 годах, в миллиардах рублей

Составлено по данным: Таможенная служба Российской Федерации в 2019 г.

В 2019 году по результатам деятельности таможенных органов при осуществлении контроля правильности классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС принято 42 491 решение по классификации товаров (в 2018 году – 42 620 решений), доначислено таможенных платежей на сумму 10 233,2 млн. рублей (в 2018 году – 9 248,2 млн. рублей), взыскано 8 519,4 млн. рублей (в 2018 году – 8 159,4 млн. рублей) (рисунки 12 и 13).

динамика доначисления таможенных платежей в результате контроля правильности классификации товаров в 2017 – 2019 годах, в миллионах рублей

Рисунок 12 — Анализ таможенных платежей: динамика доначисления таможенных платежей в результате контроля правильности классификации товаров в 2017 – 2019 годах, в миллионах рублей

Составлено по данным: Таможенная служба Российской Федерации в 2019 г.

динамика взыскания таможенных платежей в результате контроля правильности классификации товаров в 2017 – 2019 годах, в миллионах рублей

Рисунок 13 — Анализ таможенных платежей: динамика взыскания таможенных платежей в результате контроля правильности классификации товаров в 2017 – 2019 годах, в миллионах рублей

Составлено по данным: Таможенная служба Российской Федерации в 2019 г.

По фактам неправильной классификации товаров в 2019 году возбуждено 1 823 дела об АП по фактам, доначислено таможенных платежей и наложено штрафов на сумму 138,2 млн. рублей, взыскано 74,8 млн. рублей. В 2018 году возбуждено 1 854 дела об АП, доначислено таможенных платежей и наложено штрафов на сумму 119,2 млн. рублей, взыскано 82,3 млн. рублей (рисунок 14).

динамика доначисления и взыскания таможенных платежей и штрафов по фактам неправильной классификации товаров в 2017 – 2019 годах, в миллионах рублей

Рисунок 14 — Анализ таможенных платежей: динамика доначисления и взыскания таможенных платежей и штрафов по фактам неправильной классификации товаров в 2017 – 2019 годах, в миллионах рублей

Составлено по данным: Таможенная служба Российской Федерации в 2019 г.

В 2019 году таможенными органами принято 9 952 решения о корректировке сведений о происхождении товаров, что в 3,4 раза больше по сравнению с 2018 годом (2 906 решений). Дополнительно начислено таможенных платежей на основании решений таможенных органов о корректировке сведений о происхождении товаров на общую сумму 967 млн. рублей, что в 8 раз больше по сравнению с 2018 годом (118,9 млн. рублей). В 2017 году таможенными органами принято 2 047 решений о корректировке сведений о стране происхождения товаров, что на 8% больше по сравнению с 2016 годом (1 889 решений). Сумма доначисленных таможенных платежей составила 12,1 млн. рублей (рисунок 15).

динамика доначисления таможенных платежей на основании решений о корректировке сведений о происхождении товаров в 2017 – 2019 годах, в миллионах рублей

Рисунок 15 — Анализ таможенных платежей: динамика доначисления таможенных платежей на основании решений о корректировке сведений о происхождении товаров в 2017 – 2019 годах, в миллионах рублей

Составлено по данным: Таможенная служба Российской Федерации в 2019 г.

При контроле обоснованности предоставления тарифного преференциального режима таможенными органами в 2019 году было отказано в предоставлении (восстановлении) тарифных преференций по 5 737 ДТ на общую сумму 733,8 млн. рублей (в 2018 году – по 5 747 ДТ на сумму 780,3 млн. рублей) (рисунок 16).

динамика отказа в предоставления преференциального режима в 2017 – 2019 годах, в миллионах рублей

Рисунок 16 — Анализ таможенных платежей: динамика отказа в предоставления преференциального режима в 2017 – 2019 годах, в миллионах рублей

Составлено по данным: Таможенная служба Российской Федерации в 2019 г.

По результатам проведенных таможенных экспертиз факты нарушения права ЕАЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании выявлены в 9 760 случаях (52% от общего количества таможенных экспертиз), доначислено в федеральный бюджет 5 млрд. рублей, что на 1,5 млрд. рублей больше чем в 2018 году (3,5 млрд. рублей) (рисунок 17).

динамика доначисления таможенных платежей по результатам проведенных таможенных экспертиз в 2017 – 2019 годах, в миллиардах рублей

Рисунок 17 — Анализ таможенных платежей: динамика доначисления таможенных платежей по результатам проведенных таможенных экспертиз в 2017 – 2019 годах, в миллиардах рублей

Составлено по данным: Таможенная служба Российской Федерации в 2019 г.

Проведенный анализ показал, что по большинству показателей контрольной деятельности таможенных органов за правильностью исчисления и уплаты таможенных платежей наблюдается положительная динамика.

Дополнительный материал по теме в разделе

+7 920 717 69 98 (whatsapp, viber)    /   e-mail: info@customsspec.ru